Президент РФ Владимир Путин во время своей поездки в Татарстан, где проходило заседание президиума Госсовета, дважды сделал замечание главе региона Рустаму Минниханову. Путин обратил внимание, что тот его не слушает и отвлекается на посторонние вещи. News.ru проанализировал этот внезапный «месседж».
Привлёк внимание главы государства Минниханов дважды. Первый раз это произошло на встрече по проекту «Жильё и городская среда».
«Рустам Нургалиевич! Рустам Нургалиевич! Не отвлекайся, что ты. Не слушает нас», — сказал с улыбкой Путин.
При этом президент отметил, что не будет ставить Минниханова в неловкое положение, потому что глава Татарстана не слышал начала вопроса. А говорилось тогда о проблемах обманутых дольщиков.
Второй звоночек прозвенел во время заседания президиума Госсовета. Минниханову было предоставлено слово как руководителю рабочей группы. Но Путин не нашёл его в зале.
«Взял и ушёл куда-то. Куда он ушёл?» — возмутился глава государства.
Позже в пресс-службе главы Татарстана пояснили, что Минниханов не покидал заседание, а просто шёл в то время к микрофону, который располагался сбоку.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков пояснил, что шутливые замечания в адрес главы Татарстана делались из-за их доверительных отношений.
«Это тот случай, когда СМИ угадали все буквы, но не могли назвать слово. Президент ценит то, как ведётся работа в Татарстане», — сообщил Песков.
Полномочия Минниханова истекают в 2020 году. Кстати, наименование «президент Татарстана» планировалось сохранить до окончания срока полномочий Минниханова. Лишь в этом регионе осталась соответствующая должность. Республики, входящие в состав РФ, должны были упразднить местное президентство к 2015 году. Однако для Татарстана, похоже, было сделано исключение.
Комментируя News.ru произошедшее, экономист Михаил Делягин предположил, что Минниханов действительно не слушал президента.
«Он же у нас сам до сих пор президент республики, поэтому и не слушает президента страны. Но Минниханова можно понять — после пенсионной реформы и игнорирования "майских указов" не так уж важно, о чём сейчас говорят», — сказал Делягин.
Эксперт отметил, что глава региона мог демонстрировать принятое в российской элите отношение к президенту чуть более ярко, чем это принято.
В свою очередь, политолог Алексей Мартынов заявил, что сейчас не времена Византии, люди живут в современном демократическом государстве, где подобные вещи не практикуются. Да и к тому же человеческий фактор мог дать о себе знать — президент тоже человек, со своими настроениями и эмоциями, какими-то физическими особенностями, и нельзя требовать от него стабильности робота, как и от главы Татарстана.
«Они люди, у них бывают эмоции, шероховатости во взаимоотношениях. То, что заметили журналисты, уверяю вас, в 99 случаев из 100 пресса этого не замечает, и в этом нет ничего сверхъестественного и указывающего на какие-то "византийские намёки", что "императору кто-то надоел"», — заявил Мартынов.
Поэтому никаких предпосылок или нюансов в произошедшем нет. Здесь имеют место только эмоции, и они не всегда позитивны. Обычные рабочие взаимоотношения между серьёзными людьми.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин склонен считать, что в настоящее время в стране начинают преобладать конспирологические версии, потому что, когда отсутствует суть политики, её пытаются заменить формой.
«Если власть не может предложить ту повестку внутренней политики, которую она хочет сделать предметом обсуждения, то пусть хотя бы занимаются конспирологией и решают, какие сигналы президент шлёт Минниханову», — сообщил Салин.
По его словам, бывают различные накладки, особенно во втором инциденте с Миннихановым. Одна фраза Путина, которая была сказана, чтобы заполнить паузу, но на основе этого делаются далеко идущие выводы. Скорее всего, отметил он, здесь на 70% случайный фактор, так как руководство республики в последнее время не даёт поводов для недовольства федеральным властям.
И если в прошлом году там были конфликтные ситуации и определённые опасения, что Татарстан, как и в конце 90-х годов, станет одним из лидеров региональной фронды, то пока эти опасения не подтвердились. Федеральный центр пристально наблюдает за наиболее крупными и влиятельными регионами, чтобы они не «забаловали». В тех вопросах, в которых Татарстан выражал недовольство, он либо отступил, либо не пытается своей позиции придавать принципиальную форму.
«Поэтому я не уверен, что это какие-то негативные сигналы для Минниханова с точки зрения стратегической перспективы. В нынешней политической системе его перспективам ничего не угрожает, он входит в число губернаторов-тяжеловесов», — заявил Салин.
Однако, с другой стороны, время нынешней политической системы и её региональной составляющей, скорее всего, подходит к концу. Как будет меняться региональная политика и баланс между центром и регионами в 2020–2021 годах, пока вопрос открытый. Но персонально Минниханову в настоящей перспективе вряд ли что-то угрожает, в группе риска — другие губернаторы.