Правительство вооружилось кнутом KPI против регионов

Власть 10 декабря, 2018 / 12:53

Для российских регионов определён перечень особых специализаций на ближайшие годы. За невыполнение рекомендаций субъекты РФ могут остаться без федеральной помощи. Смогут ли губернаторы выполнить новые KPI и как подобные меры скажутся на эффективности работы — разбирался News.ru.

Речь об этом идёт в стратегии пространственного развития до 2025 года, последнюю версию которой внесло в кабмин Минэкономразвития, пишут «Ведомости». Разработку данных инициатив курировали вице-премьеры Дмитрий Козак, а в новом правительстве — Виталий Мутко.

Ожидается, что координация федеральной и региональной экономической политики будет охватывать различные типы территорий — малые, крупные города, сельские поселения, агропромышленные и сырьевые центры. 20 подобных территорий получили статус крупнейших городских агломераций со вкладом в совокупный ВВП свыше 1%. Кроме того, ещё 21 агломерация обеспечит 0,2–1% роста экономики, а 31 город — менее 0,2%.

За регионами будет закреплён обширный перечень специализаций, которые определялись в том числе исходя из конкурентных преимуществ территориальных образований, численности населения, географического положения, развития инфраструктуры и т. д. Между тем, если регионы не станут прислушиваться к рекомендациям, то из федерального бюджета деньги на поддержку неэффективных отраслей выделяться не будут.

В пресс-службе Минэкономразвития рассказали News.ru, что определённые в стратегии пространственного развития специализации регионов станут дополнительным критерием для ФОИВ при выделении бюджетных средств на экономическое развитие региональных экономик.

«Ожидаемый результат — повышение эффективности государственных расходов, поскольку соответствующие средства будут доходить до предприятий в тех отраслях, где в регионе сложились наилучшие условия для развития. Кроме того, в стратегии также выделены менее перспективные, но критические важные с точки зрения занятости и роли в экономики региона отрасли. Для подобных отраслей необходимо предусмотреть меры государственной поддержки по повышению эффективности деятельности предприятий в данных отраслях и (или) по изменению специализации региона», — заметили в пресс-службе МЭР.

Но справятся ли регионы с поставленной задачей и для чего нужна подобная проверка? Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин пояснил News.ru, что обновлённый документ Минэкономразвития похож на более ранние инициативы правительства о создании 14 крупных макроэкономических регионов без изменения административных границ.

«Основная идея власти в проведении региональной политики — сделать так, чтобы появились самодостаточные, окупаемые бизнес-единицы на региональном уровне. А для того, чтобы они появились, необходимо проводить скоординированную политику, избавляться от неприбыльных производств», — сказал Салин.

По его словам, обычно губернатор, не желая социальных проблем, не закрывает убыточное производство и простит у федерального центра деньги на его содержание, при этом чиновник не хочет брать на себя ответственность за непопулярное решение и может угрожать федеральному центру социальным взрывом.

Фото: Alexander Legky/Global Look Press

Здесь эта мера — с помощью рубля стимулировать губернаторов брать на себя ответственность за непопулярные меры. Если продукция не конкурентоспособна, рассуждает эксперт, значит, она не вписывается в профиль региона, соответственно, субъекты не получат деньги на выпуск такой продукции.

«А проблемы с рабочими местами — это твои проблемы, если хочешь, чтобы люди были при работе — реструктурируй производство, измени профиль и тогда получишь деньги на развитие производства, чтобы оно окупалось. Чтобы не стояли, условно говоря, заводы по производству подводных лодок в Оренбургской области, где нет моря», — заявил Салин.

Получается чисто технократический подход, без учёта человеческого фактора. Если же смотреть на цифры, то всё логично и правильно. Основной вопрос в том, как это будет реализовываться и может ли привести к ухудшению социальной обстановки.

Однако пока о конкретных цифрах говорить не приходится, но новая фишка правительства, которую везде пытаются вводить — и в социальной отрасли, и в региональной политике — KPI. И данная инициатива как раз имеет к этому прямое отношение. Правительство хочет проверить как губернаторов, так и регионы — справятся ли те с поставленными задачами и какие слабые места могут проявиться в том или ином регионе.

Время действует против чиновников

Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов полагает, что эта мера направлена, в первую очередь, против губернаторов, которые оказывают сопротивление инвестиционной линии Москвы, не только правительства, но и, прежде всего, крупным столичным компаниям, которые не везде могут войти в регионы, поскольку сталкиваются с господством местных управленческих кругов, местной элиты.

«По этой логике, это способ заинтересовать губернаторов привлечением предприятий, которые для них с точки зрения их личной выгоды неинтересны и неинтересны даже с точки зрения местного, не очень дальновидного капитала», — сказал Колташов.

А для московских компаний это интересно, не зря многие из них весь прошлый год лоббировали и добивались смещения целого ряда губернаторов, которые блокировали разного рода инициативы и инвестиции.

Задача использовать потенциал регионов всё равно остаётся, уверен эксперт. Например, если в регионе в избытке железная руда и не организована ни добыча, ни выплавка хотя бы чугуна, то это провал региональных властей, что они не привлекли инвесторов и крупные российские компании. А если они их не привлекли по каким-то причинам, говорит Колташов, то они должны иметь возможность сослаться на позицию этих компаний, что по каким-то причинам не заинтересованы в развитии этого направления. Таким образом, предпринимается попытка навести порядок в данной сфере и побудить губернаторов использовать ресурсы регионов для экономического роста.

Фото: Thomas Körbel/dpa/Global Look Press

«Думаю, что есть шанс повысить эффективность работы регионов. Если на мировом рынке сохранится текущее равновесие, хотя бы на год, то региональное начальство, которое ещё не включилось в процесс, будет работать с большей энергией», — отметил руководитель Центра политэкономических исследований.

Губернаторы, как принято считать, делятся на две группы: те, кто бегает за инвесторами и те, кто ждёт, что инвесторы принесут какие-то выгодные предложения. А задача правительства заключается в том, чтобы заставить губернаторов бегать за компаниями.

«Мы находимся на этапе, когда качественно меняется роль центра и регионов. До 2014–2018 годов губернатор должен был сохранять политическую лояльность и мог делать всё, что угодно. Все проблемы он всегда перевешивал на федеральный центр. Губернаторов местная пресса не трогала и не критиковала», — сказал эксперт.

Сейчас же силой пытается стать федеральный центр, который хочет заставить губернаторов выполнять определённую программу вне зависимости от их желания. А если они не будут справляться, можно будет перед лицом граждан возлагать вину на губернаторов. Это, как полагает Колташов, часть наступления Москвы на регионы — специфического, в интересах крупных компаний. При этом губернатор должен быть региональным администратором, который помогает компаниям в работе в регионе. И чтобы он был заинтересован в этом, там и будет работать это правило, уверен собеседник.

«Вы не заставите губернатора делать то, что он не хочет, но будет повод для отставки и повод повесить на него собак. Последние выборы показали, что региональные губернаторы, которые представляют интересы местного капитала, выступают в роли народных защитников от всех бед, идущих из Москвы», — сказал Колташов.

Москва, по его мнению, долгое время проводила не совсем адекватную экономическую политику — регионы были заброшены, проблемы копились годами. И столица в этой ситуации, порой, выглядит бессильной — регионалы могут не принять рекомендованного губернатора и не пропустить его. Местный капитал может оказать сопротивление, опираясь на структуры КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», а обвинить местное начальство не в чем — они за народ. Теперь же появляется возможность их обвинить — у них на пороге стояли инвесторы, они могли поднять уровень жизни, но этого не сделали. Потому что хотят сами осваивать эти ресурсы, но скорость их освоения у них ниже в десятки раз, чем у условно «московских», а на самом деле федеральных компаний.