110 лет назад родился министр государственной безопасности Виктор Абакумов. Он появился на свет в самой простой семье, его отец был рабочим. Будущий генерал-полковник и заместитель народного комиссара обороны сперва работал упаковщиком, потом стал стрелком военизированной охраны, выдвинулся, когда партия стала направлять рабочих на административные должности, затем пошёл по комсомольской линии.
В 1932 году он стал мелкой чекистской сошкой, практикантом, и его карьера в ОГПУ-НКВД развивалась неровно — на конспиративных квартирах Абакумов встречался с женщинами, его начальству это не понравилось. Когда Берия стал народным комиссаром внутренних дел СССР, Абакумов взлетел до начальника управления НКВД по Ростовской области. Он был младшим лейтенантом, занимал невысокую должность, но пришло время очередной чистки чекистского аппарата, и последние стали первыми, а первые пошли в лагеря или под расстрел.
Сталин говаривал: «У чекиста есть два пути — или на повышение, или в тюрьму».
Так и было: Ежов «чистил» людей Ягоды, истребив всю чекистсткую верхушку, потом Берия зачищал его людей. Чекисты, с их специфическими навыками и профессиональным цинизмом, были опасны для власти, и Сталин периодически их прореживал. Зато карьерный рост в тридцатые-сороковые годы был потрясающим: в 1936 году Абакумов младший лейтенант, а через девять лет генерал–полковник и министр.
В молодости он занимался самбо и был физически сильным человеком — это пригодилось во время допросов. Абакумов любил брать в руки резиновую палку, при нем в МГБ были разработаны особые меры воздействия — голодом, искусственным холодом, пытками. В войну он руководил СМЕРШем: военная контрразведка работала хорошо, и это помогло ему в карьере. Став министром, он быстро вошёл в доверие к Сталину и сделал это так ловко, что его стал бояться сам всемогущий Берия.
Абакумов был весь покрыт кровью: он раскручивал «Ленинградское дело», дело Еврейского антифашистского комитета, по его прямому приказу был убит замечательный артист Михоэлс. Он занимался депортациями, им была подготовлена докладная записка с предложением арестовать великую поэтессу Анну Ахматову. Абакумов разгромил руководство ВВС, подкапывался под Жукова, по его инициативе в Сибирь были высланы сектанты.
А погубило его то, что он недостаточно быстро отреагировал на очередную сталинскую инициативу: вождь решил уничтожить евреев в МГБ, и Абакумов засомневался.
Сталин сказал: «Я не предлагаю вам выбросить их на улицу. Вы в тюрьму их посадите!»
Это не было сделано немедленно, шустрый подчинённый Абакумова написал на него донос, и всесильный министр лишился должности, чина и отправился в тюрьму. Там его страшно, нечеловечески пытали, но Абакумов был сильным человеком и себя не оговорил.
Обвинения, которые ему предъявляли, менялись три раза. При Сталине его обвиняли в сионистском заговоре в МГБ, после смерти вождя следствие замерло, а при Хрущёве Абакумова судили за фабрикацию «Ленинградского дела». Его расстреляли, так закончилась эта феноменальная карьера. В 1997 году, в связи с отменой смертной казни, приговор был частично изменён, и давно истлевшему Абакумову дали 25 лет лагерей.