Паромная переправа и авиация, скорее всего, и далее останутся единственными видами транспорта, связывающими остров Сахалин с материковой Россией. Эксперты считают, что мост через пролив Невельского даже не окупит затрат на строительство и обслуживание. Впрочем, президент Владимир Путин своего «нет» так и не сказал.
Последние годы местная дальневосточная и федеральная пресса уверенно анонсировали строительство долгожданного моста, который свяжет материк с островом Сахалин и — далее — с японским островом Хоккайдо. Звучали разные версии о предполагаемой конструкции, о сроках работ и сдачи. Со слов заместителя главного инженера Дальневосточной железной дороги Сергея Дрокина, начало строительных работ могло бы начаться в 2021 году, трасса бы в итоге соединила поселение Селихино Хабаровского края с поселком Ныш на Сахалине.
Но говорили и критики идеи — мол, дорого, сложно и экономически неэффективно. Ожидаемо обсуждение этого инфраструктурного проекта прошло и на полях Восточного экономического форума во Владивостоке. Гости и пресса гадали: что же скажет Владимир Путин — главный судья по вопросам реализации глобальных инфраструктурных проектов. Президент же поручил вопрос «проработать» — профильные ведомства должны будут посчитать экономическую целесообразность.
Опрошенные изданием «Ведомости» неназываемые источники из правительства в один голос утверждают, что стройка нерациональна и просто бессмысленна. Один из главных аргументов — недостаток грузов для транспортировки между островом и материком. Угольные компании таким перспективным транспортным каналом якобы не впечатлились, равно как и грузоперевозчики. Действующие каналы поставок газа по морю они сочли оптимальными.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в ходе своего выступления перед журналистами в Хабаровске постарался не быть слишком категоричным: на такой проект, считает он, придётся привлекать частных инвесторов, которых как-то придётся убедить в том, что вложенные ими средства с лихвой окупятся. А это будет как раз непросто, как минимум если сама идея не получит в итоге серьёзную поддержку из Москвы.
Предварительная смета на строительство трассы, по информации от вице-президента РЖД Вячеслава Павловского, составляет порядка 400 млрд рублей, и это без учёта её продления до Хоккайдо. Ранее глава Минэкономразвития Максим Орешкин сообщил, что, как предполагается, именно РЖД профинансируют большую часть строительства.
Среди активных сторонников строительства моста через пролив Невельского есть полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев. Чиновник призвал коллег не ограничиваться аргументами про нерентабельность перевозки угля, а вспомнить и об интересах граждан. «У нас на Сахалине цены, например, на строительные материалы, превышают материковые в два-три раза. В год только бюджетная сфера Сахалина закупает для строительства объектов строительных материалов на сумму 90 млрд рублей. Таким образом, экономия для Сахалина может составить, по нашим оценкам, не менее 40 млрд», — цитируют полпреда СМИ.
Согласен с Трутневым и президент Фонда экономических исследований Михаил Хазин. «Инфраструктурные проекты не должны окупаться, — заявил эксперт в комментарии News.ru. — Инфраструктура нужна для развития экономики, то есть, польза от самого факта строительства уже сама по себе является безусловной. Если речь идёт о строительстве железнодорожного моста, то все понимают, что этот мост станет лишь частью транспортной системы».
Оценивать окупаемость моста без учёта его дальнейшего продления через пролив Лаперуза в корне неверно, заметил Хазин, ведь речь, по сути, идёт о создании полноценной экономической системы с Японией, а в рамках разделения мира на региональные экономические кластеры она окажется с Россией в одном Евразийском пространстве.
А вот старший научный сотрудник Института экономической политики им Е. Гайдара Сергей Жаворонков не понимает, зачем нужен мост. «Экономика Сахалина сводится к трём основным секторам. Это газ, нефть и рыбная отрасль», — сказал Жаворонков News.ru.
Сахалинский газ частично поставляется на материал по газопроводу «Сахалин-Владивосток-Хабаровк», частично - идет на завод по производству сжиженного природного газа. Нефть, по словам Жаворонкова, грузится на танкеры и сразу с Сахалина идёт на внешние рынки. Что касается рыбы, то это либо собственная рыбопереработка, либо продажа на экспорт в Японию и в Корею.
«Ни один из этих товаров не нуждается в том, чтобы его возить на материк по мосту. На Сахалине есть запасы угля, но они служат в основном местным потребностям. Таким образом, вообще не понятно, что предполагается по этому мосту возить? А для людей существует паром, который прекрасно функционирует», — недоумевает Жаворонков.
Эксперт сомневается в том, что мост на Сахалин станет часть инфраструктуры, которая свяжет материковую территорию России и Японию. «После вчерашнего заявления президента Владимира Путина о том, что японцы должны подписать мирный договор без предварительных условий, строительство моста на Хоккайдо является фантастикой», — считает Жаворонков.
Но финальное решение по целесообразности строительства новой транспортной артерии дадут не эксперты, а чиновники — правительство должно будет уже в скором времени свои соображения представить президенту. И можно лишь вообразить, как конкретного и, само собой, положительного решения президента ожидают местные чиновники — такой-то мультимиллионный подряд не каждый год бывает.