Выступление перед изощрёнными специалистами требует особого подхода. Тут нет места разжёвыванию азбучных истин и повторению политических штампов. Цвет мировой политологии ориентирован на новизну подходов и оценку, что называется, из первых рук самых сложных международных коллизий. А если учесть, что президентская пресс-служба заранее интриговала, предвещая особо интересные идеи предстоящего выступления президента, то сотню ведущих экспертов и политиков из десятков стран нельзя было разочаровывать.
Удивил Владимир Путин собравшихся в Сочи? И да, и нет. Прежде всего, думаю, многих удивила жёсткость его тона при характеристике нынешнего положения в мире. Изначально казалось, что его выступление будет более примирительным, что он попытается обойти нынешние острые углы, сосредоточившись исключительно на тех моментах, которые объединяют или потенциально смогут служить точками более тесного соприкосновения.
Путин же сразу достаточно жёстко охарактеризовал современное состояние международных отношений, разрушаемых попытками управления хаосом, государственным эгоизмом, соблазном скрыть за стремлением к достижению неких высоких политических целей собственные шкурные чисто экономические интересы. Стремление любой ценой продавить собственные интересы сделало мир куда более неустойчивым и хрупким. Более того, пример Испании, переживающей кризис, лишний раз доказал, что от риска дестабилизации не гарантированы даже развитые государства.
По мнению Владимира Путина, прежние установки, лежавшие в основе мирового баланса, просто не успевают меняться вслед за глобальными процессами, охватывающими весь мир. Появляются принципиально новые факторы типа научно-технической революции, которые напрямую воздействуют на балансы влияния и интересов в мире. Экономической взаимозависимости, которая, ещё вчера казалось, станет основой мирового равновесия и взаимопонимания, оказалось явно недостаточно.
В чём же президент России видит выход из всё более запутанных противоречий? Прежде всего — в максимально широком диалоге в мире, в котором приняли бы участие все страны или союзы вне зависимости от их политических и экономико-социальных систем, культурных различий. Причём решающая роль Организации Объединённых Наций при этом должна сохраняться. Диалог во многом должен развиваться под эгидой этой организации, нуждающейся в продуманном и поэтапном реформировании.
Как резонно заметил Путин, ни у кого не может быть будущего, отдельного от остальных. В современном мире это просто невозможно. И только такое всеобщее осознание способно стать основой для мирного диалога.
Так что окончил президент на вполне оптимистической ноте. Вопрос, будет ли он услышан теми, к кому обращался с трибуны клуба «Валдай»?