Новые поправки в закон «Об оружии» разрешат охотиться не только с ружьём, но и с мощным спортивно-охотничьим луком. Однако критерии мощности лука депутатам ещё предстоит обсуждать во втором-третьем чтениях. В тексте законопроекта, подготовленного к первому чтению, этих данных нет. Современные луки к тому же модульные, блочные, их сила зависит даже от длины тетивы. И есть депутаты, которые опасаются, что после вступления поправок в силу за найденный в машине обычный тренировочный лук с полуигрушечными стрелами можно будет получить реальный срок — как за боевое оружие.
Сегодня на руках у населения России, по разным подсчётам, не менее 200 тысяч более или менее мощных луков, каждый из которых в умелых, а особенно в неумелых руках может представлять нешуточную опасность. Неудивительно, что при обсуждении законопроекта в первом чтении депутат Николай Коломийцев (КПРФ) выдал чеканную фразу: «Целую армию можно вооружить луками и использовать для нападения».
Это вряд ли, по статистике преступлений, совершённых стрелами из лука, нет, — ответил ему первый заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев («Единая Россия»).
Но тем не менее армия спортсменов-лучников в России есть. Сотни тысяч луков на руках, сотни спортшкол и клубов любителей стрельбы из лука. В десятках городов — тиры и тренировочные площадки. И неудивительно, что сегодня всё более и более популярной становится не только стрельба из лука, но и охота с этим древнейшим из оружий. Но не в России: в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» охотиться можно только с ножами и огнестрелом. Луком можно было пользоваться лишь в целях занятий спортом — при обязательном соблюдении требования хранения такого оружия на спортивном объекте. Хранить его дома и использовать даже в лесу было запрещено статьей 6 Федерального закона «Об оружии».
И 2 апреля 2019 года в первом чтении Государственная дума обсудила поправки в Федеральный закон «Об оружии». В нём появится новый вид метательного оружия: охотничий лук.
Луки с натяжением 27 кг/с и выше признаны оружием, — объяснил член комитета ГД по бюджету и налогам Владислав Резник («Единая Россия»).
И тут выяснилась удивительная подробность.
Его коллега по фракции Александр Шолохов считает, что нужно разделить луки по мощности.
Это хорошо, что мы поддерживаем самый благородный из видов охоты! Но не увидел я в законопроекте разделения по мощности луков. Нет там этой цифры в 27 кг/с. И боюсь, что мы даём простор для подзаконной деятельности и будущим перегибам! — заявил он.
И действительно, если не будет чётких критериев, какой лук является оружием, какой — нет, этот вид спорта сам сойдёт на нет. Никто не захочет носить в колчане незаконное оружие, за которое полагается три года тюрьмы. Об этом же говорил депутат Николай Валуев (первый зампред комитета по экологии и охране окружающей среды, член фракции «Единая Россия»).
По закону любое оружие требует маркировки. А луки — блочные. Состоят из разный частей, можно поставить более мощную деталь, можно менее. Даже от длины тетивы меняется сила лука. Как регламентировать? — задался вопросом профессиональный спортсмен.
Проработаем, — ответил Валуеву Эрнест Валеев.
Проработайте этот вопрос ко второму чтению! — попросил депутат Иван Тетерин от «Единой России». — Не хотелось бы, чтобы 200 тысяч владельцев луков в один момент стали преступниками.
Он же поднял тему спортсменов — стрелков из лука. Что будет с ними, не придётся ли им теперь из спортсменов переквалифицироваться в охотники?
Нет, правила для спортивных стрелков не меняются, — ответил ему Резник. — Они как стреляли в специально отведённых местах, так и стреляют. Меняются правила только для лучников-любителей, которые готовы купить мощный лук и стать охотниками.
И позже Владислав Резник добавил, что критерии того, как отличить боевой лук от «конструктивно схожего с ним изделия» есть, они прописаны в ГОСТах и внутренних криминалистических документах МВД. И что, возможно, их стоит включить в текст закона ко второму чтению.
Купить приравненный к оружию охотничий лук смогут без лицензии все россияне на основании охотничьего билета и разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. При этом луки нужно будет зарегистрировать в Росгвардии в двухнедельный срок. Оборот охотничьих луков будет аналогичен правилам оборота охотничьего огнестрельного оружия: наличие справки об отсутствии медицинских противопоказаний к владению им, о прохождении подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения, о хранении охотничьего оружия. Ну и конечно, нужно будет гарантировать сохранность оружия дома и исключить доступ к нему посторонних лиц. Перепродажа охотничьих луков гражданами будет возможна только после их перерегистрации в Росгвардии. В отличие от луков, арбалеты будут по-прежнему запрещены, так как могут носиться скрытно и не требуют для своего использования длительной физической тренировки.
В общем, как сказал Владислав Резник, «режим такой же, как и с остальным холодным оружием».
Ну и немного о явных достоинствах законопроекта. Принимая норму об охоте с луком, Россия идёт в русле позитивных международных тенденций, вырастет международный туризм в страну. Это более спортивная охота, к животному надо подойти очень близко, на 30–40 метров, что уравнивает шансы охотника и зверя. Браконьерство по этой же причине не вырастет, уверены депутаты. Так что охоте из лука — быть, уверены они. И собираются все спорные моменты урегулировать ко второму чтению.