Казахстан в политическом смысле можно рассматривать как Россию недалёкого будущего: здесь транзит власти уже произошёл, и преемник Назарбаева на его багаже сумел одержать убедительную победу в первом туре, набрав почти 71% голосов. Как новый президент Касым-Жомарт Токаев, так и патриарх казахстанской политики понимают, что именно после полноценного перехода полномочий в результате выборов необходимо обновить и укрепить основы доверия избирателей.
Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев продолжает масштабную перестройку своей партии «Нур Отан». На днях на совещании с региональными филиалами вновь были обозначены задачи, которые, в общем-то, актуальны и для «Единой России».
Во-первых, жёсткая властная вертикаль уже не так актуальна и теперь от местных представительных органов власти (маслихатов) требуется не только плыть по течению воли главы государства и депутатов Мажилиса (казахстанский аналог Госдумы), но и обладать собственной политической волей, обладать способностью принимать решения. Теперь кроме подчинения от регионов требуется координация, помощь центру в определении региональной политики. Все знают об эффективности системы сдержек и противовесов, но вопрос её реализации часто оказывается болезненным. В Казахстане попробуют его решить.
Вторая задача, поставленная перед партией власти, касается повышения качества стратегического планирования, для чего «Нур Ортан» должна «отлепиться» от исполнительной власти, прекратив быть её придатком и начав, напротив, задавать политический курс. Одним из важных требований к партии станет разработка планов развития областей и районов на основе предвыборных программ. То есть получение необходимого процента голосов на выборах не должно быть самоцелью. Политики должны знать, что будут делать во власти и как, а не ориентироваться по обстановке, прорвавшись на популизме и борьбе за всё хорошее против всего плохого. Таким образом, планирование региона будет жёстко привязано к сроку властных полномочий и спрашивать будут за реализацию предвыборной программы. То есть должно повыситься качество контроля работы. Ожидается также, что такая мера позволит избавить казахстанских избирателей от потоков невыполнимых обещаний и сделает региональную политику реально привязанной к действительности.
В-третьих, от депутатов на фоне увеличения объёма направляемых в регионы денег требуют повысить контроль за их расходованием на системной основе.
В общем, цели адекватны и понятны: члены партии должны не кормиться её статусом, а подпитывать его, укрепляя таким образом политический центр. Как это будет реализовано, насколько успешно произойдёт превращение комсомольской, по сути, структуры в мобильную политическую организацию, способную быстро реагировать на возникающие в регионах проблемы, покажет время. Тем более любопытно будет последить за этим процессом, учитывая, что освобождённый от обязанностей главы государства Назарбаев вроде как намерен принимать в нём активнейшее влияние. А сможет ли провести столь масштабную перестройку партии власти человек, руководящий ей 20 лет?
Чем бы этот процесс ни завершился, он может дать много пищи для размышлений московским политтехнологам, всерьёз озабоченным необходимостью повысить электоральную привлекательность «Единой России» на пороге важнейших выборов в Госдуму.