Нижняя палата готовится рассмотреть во втором чтении правительственные поправки, совершенствующие законодательство об ОСАГО — обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Редакция News.ru решила рассказать о самых важных изменениях, предложенных правительством.
Итак, первая новация — больше не надо бояться оставить дома оригинал полиса ОСАГО или распечатку электронного полиса, что до сих пор наказывалось штрафом в 500 рублей. Теперь он будет в электронном виде доступен всем, включая ГАИ.
Вторая — больше не будет путаницы собственник-страхователь. Сейчас любой, у кого есть генеральная доверенность на автомобиль, может застраховать его. По пока ещё действующему законодательству, в случае ДТП порой возникала многомесячная тяжба — разбирались, с кого взыскивать деньги. Теперь, по новым правилам, будет больше порядка. Страхователем вскоре сможет быть только собственник авто.
Третья — можно перестать опасаться машин с иностранными номерами. Раньше у россиян был риск остаться без ремонта по страховке при ДТП с иностранным автомобилем, так как в законодательстве не было требования обязательно проверять, застрахована ли гражданская ответственность владельца такого автомобиля. Теперь таможенные органы обязаны будут проверить, есть ли у водителя иностранного автомобиля международный договор страхования, действующий на территории России, или отечественный полис ОСАГО.
Четвёртая — виновный в аварии пешеход не должен будет платить за ремонт сбившего его автомобиля. Эта норма вызвана большим числом жалоб от родственников погибших в ДТП граждан, которым потом нужно было решать проблемы с ремонтом автомобиля.
Пятая — юридическим лицам будет проще страховать транспорт. Достаточно выписки из реестра юрлиц, не нужно доставать из сейфа оригинал свидетельства о регистрации.
Шестая, и, пожалуй, самая важная новация, предназначенная к принятию, — у водителей появится возможность оформлять документы о ДТП на портале госуслуг или в мобильном приложении в режиме онлайн. Один нюанс — для этого необходима электронная подпись. Это принципиальное условие.
Создаётся единая база для того, чтобы можно было увидеть всю информацию о ДТП, в ней предполагается обратная связь. Этот вопрос и надо успеть отрегулировать в рамках второго чтения, — заявил News.ru источник в Государственной думе.
Эта норма находится в русле общей тенденции перехода на электронный документооборот и вполне позитивна, — прокомментировал подобную инициативу координатор общественного движения «Общество синих ведёрок» Петр Шкуматов.
Еще одна важная новация — новые правила проведения независимой экспертизы повреждений автомобиля после ДТП. Она необходима в том случае, если водитель не согласен с тем, как страховая компания оценила ущерб. Допустим, страховщик оценивает его в 100 тысяч рублей, а независимая экспертиза может насчитать 200 тысяч, причём суд зачастую шёл навстречу водителю и обязывал страховщиков заплатить больше. Подробнее об этой новации News.ru рассказал заместитель председателя комитета ГД по финансовому рынку Юрий Олейников.
Вводится единая аттестационная комиссия. Она проводит аттестацию всех экспертов-техников, которые оценивают ущерб в ДТП. Комиссия будет образована Минтрансом России, а входить в неё будут Российский союз автострахователей, Банк России, Минюст, Минтранс и МВД. Это очень важная инициатива, такого раньше не было. Комиссия нужна для того, чтобы гарантировать квалификацию людей, которые решают финансовые вопросы, потому что неоднократно фиксировались необъективные оценки ущерба. Также вводится единая государственная система аттестации, обучения, матрица оценок и тому подобное. Мы пытаемся унифицировать экспертизу насколько это возможно. И стараемся сделать всё, чтобы её стоимость не возросла, — дополнил Олейников.
Между тем, эксперты считают, что процедура экспертизы станет более честной, но длительней по времени.
Скорее всего, цена экспертизы изменится — или просто станет более сложной или долгой по времени, но при этом более честной, — уверен координатор общественного движения «Общество синих ведёрок» Петр Шкуматов. — По сути, независимая экспертиза попадает под мощный удар. Независимых экспертов станет меньше, стоимость её вырастет, увеличится время работ. С другой стороны, из профессии уйдут жулики. А то сейчас зачастую приходишь — и у тебя спрашивают, какую цифру нарисовать надо? — напоминает Петр Шкуматов.
Все эти нормы, как прописано в тексте законопроекта, вступают в силу, за исключением отдельных статей, через 180 дней после официального опубликования. То есть примерно 1 января 2020 года.