Время течёт быстро, и вот уже два самых громких участника недавних коррупционных процессов — экс-губернатор Белых и экс-министр Улюкаев — отсидели свой первый лагерный год. Обоих, по зэковским понятиям, устроили привилегированно: оба работают библиотекарями — не просто в тепле и тишине, но в ситуации, когда общение с другими узниками затруднено.
Белых постоянно пытается общаться с волей. С помощью соратников и бывшей жены вёл свой блог в Интернете. В тюремной библиотеке проводил тематические выставки, посвящённые передовым, по его мнению, писателям. Но тюрьма, известно, не санаторий, даже если сидишь под известным прикрытием. Поэтому, видимо, бывший вятский губернатор опять активизировался в надежде напомнить о себе и найти поддержку.
О чём же теперь Белых сигнализирует на волю? Прежде всего он заявляет, что его с Улюкаевым процессы исключительно показательные и что власть бьёт по хвостам, а не по причинам. Хотя он и сам вполне мог бы назвать причину своего корыстолюбия и того, почему в дорогом столичном ресторане наличными получал €400 тысяч якобы на нужды области, а не попросил перевести средства безналично на счёт областного фонда развития или иного местного института.
Тут же следует порция критики в адрес нынешнего премьера, а в 2008 году президента, Дмитрия Медведева. Президент № 3 действительно выдвинул представителя правых сил на пост губернатора Кировской области, а потом, по словам Белых, ничего не сделал для его поддержки. И вообще, уверен Белых, Медведев никогда никого не защищает.
Учитывая наши реалии, вполне можно предположить и что все интервью у Белых могут быть взяты исключительно ради такой оценки премьера, против которого постоянно ведётся информационная война. Недаром эта оценка была быстро растиражирована. При том, что именно правые соратники Белых постоянно твердят о необходимости обеспечивать независимость суда и ограждать судей от административного нажима. А тут прямая обида за то, что премьер как раз не задействовал административный ресурс. Странная позиция. Как говорится, за что боролись.
Да и как Дмитрий Медведев мог что-то сделать для губернатора, которого фактически взяли с поличным, сняв для всей страны момент выкладывания оперативниками на ресторанный столик пачек с европейской валютой?
А вот Навального, своего бывшего советника по кировским делам, Белых даже щадит, оговариваясь, что вмешательство оппозиционера могло быть неправильно понято. Кроме того, Белых жалуется, что присуждённый ему судом крупный штраф остаётся для него неподъёмным. поскольку всё его официальное имущество, включая скромную квартирку, оценивается примерно в семь миллионов. Но это его нынешнее имущество. Не так давно все были поражены его заочным разводом с женой. Не исключено, что большая часть общего достояния осталась на хранении у неё.
Но главное другое — вполне вероятно, что бывший губернатор подаёт сигналы, понятные определённому кругу людей, информацией на которых он не поделился. И хотел бы получить компенсацию.
Впрочем, тюремные интервью всегда очень двусмысленны.