Неразгаданная тайна президентского послания

Власть 6 февраля, 2018 / 08:22

Никогда ещё вокруг традиционного президентского послания, практикуемого со времён Бориса Ельцина, не было такого тумана неопределённости. О Борисе Ельцине мы вспомнили неспроста, поскольку в его времена проблема была не столько в том, как составить послание, сколько в том, как избежать каверзных вопросов со стороны тогда ещё очень влиятельной и настырной коммунистической оппозиции.

Тогда придумали такой манёвр. Свет в зале был потушен, в полумраке Ельцин дошёл до трибуны, и свет вспыхнул на полную. Президент прочитал текст. И как только он закончил, грянул гимн. Все встали. И Ельцин с курьерской скоростью покинул зал.

Понятно, что с тех пор традиция вопросов по поводу послания вообще утрачена. Хотя у Владимира Путина не возникает проблем с любой полемикой. Но ныне, как мы видим, неожиданной проблемой стали сроки такого обращения.

Прошлый год стал первым, когда президент с таким обращением к нации не выступил. Во время своего первого срока он предпочитал обращаться в мае. В последние годы выбор делался в пользу декабря, нашего традиционного месяца подведения всеобщих итогов. Но декабрь 2017 года стал исключением.

Тогда заговорили, что послание переносится на февраль. И оно станет как бы изложением предвыборной платформы президента-кандидата. Просочился даже инсайд, что послание с изложением тезисов, прежде всего экономической программы, будет представлено 6 февраля. Затем в кулуарах появилась другая дата — 8 февраля, исходя, видимо, из того факта, что Путин обычно предпочитал именно четверг и для проведения своих пресс-конференций, и для иных резонансных публичных мероприятий.

Валентина Матвиенко ещё больше напустила тумана, поделившись с журналистами своей неосведомлённостью: мол, точной информации нет, но вроде бы президент должен выступить с посланием в первой декаде февраля. А ведь спикер верхней палаты парламента — это то лицо, на которое, в случае ЧП с действующим президентом, по конституции будут временно возложены функции главы государства.

Но тут пресс-секретарь президента Песков уточнил, что сроки послания пока не определены. И о них будет сообщено позже.

Почему май предпочтительнее февраля

Теперь неназванные источники сообщают, что послание может состояться уже после выборов, что, согласитесь, вполне логично. Иначе ситуация выглядела бы несколько экзотично: один из кандидатов настолько заранее был-де уверен в своей победе, что поставил задачи перед страной на период уже после своих перевыборов. Ну, мы-то понимаем, что это так и есть, но надо и политические приличия соблюдать.

Другая, видимо, причина переноса послания на тот же апрель или май, на сроки уже после инаугурации, заключается в усложнившейся международной ситуации. Не ясно, что последует за публикацией того же «кремлёвского списка». Как придётся реагировать на штатовские угрозы: жёстко, вплоть до понижения дипломатического представительства, или всё-таки куда гибче? Станет ли Россия в полном смысле осаждённой крепостью или будут найдены разумные компромиссные подходы к сложным противоречиям?

Есть ещё один нюанс, который делает естественным перенос послания на время, когда улягутся предвыборные страсти. В ходе предвыборной кампании не принято говорить о неприятном, о неизбежных, но крайне непопулярных мерах. Например, о повышении пенсионного возраста или увеличении налогов, о возвращении налога с продаж или превалировании накопительной пенсии. После выборов можно говорить уже о многом не таясь.

Вот даже неутомимый Чубайс, сумевший не попасть в «кремлёвский список», уверен, что после выборов надо поставить вопрос о резком повышении стоимости газа и электричества. Без этих решений, по его мнению, невозможно говорить об экономическом росте.

Словом, сроки зачтения президентского послания отразят специфику момента. А потому, видимо, выбор даты представляет немалую в том числе и психологическую проблему.

Николай Стариков, публициcт, лидер Партии Великое Отечество, специально для News.ru:

— Сразу оговорюсь, я всецело доверяю лидеру страны и считаю, что выбор времени для представления послания — это целиком и полностью его прерогатива. Между тем при условии нынешнего нарастающего внешнего давления необходимо отслеживать весь комплекс международных отношений, их самым внимательным образом анализировать, делать соответствующие выводы. И дело не только в так называемом кремлёвском списке, которому сейчас уделяют особое внимание. Хотя надо понимать, что этот документ — не что иное, как прямое приглашение к предательству. Просто в период избирательной кампании страна особенно уязвима. Необходимо без потерь пройти этот этап. А уж потом ставить задачи перед страной.