Минздрав намерен изменить правила предоставления медпомощи в РФ. Как поменяется пакет обязательного медстрахования (ОМС) в России, кого коснется, станет ли медпомощь платной и дорогой, как в США?
Минздрав России представил проект по гарантиям бесплатной медицинской помощи с 2025 по 2027 год.
В базовой программе медицинской помощи с 2025 года Минздрав впервые вводит нормативы на объемы медпомощи, предоставляемой с профилактическими целями. Отдельно вводится норматив на диспансеризацию россиян для оценки репродуктивного здоровья. На программу, которая должна охватить почти 20 млн россиян, планируется потратить за три года более 150 млрд рублей.
Также впервые на 2025 год вводятся нормы на ряд дорогостоящих и высокотехнологичных операций, таких как стентирование сосудов, замена нейростимуляторов и помп на постоянных источниках тока для нейростимуляции головного и спинного мозга, периферических нервов; эндоваскулярная, хирургическая коррекция нарушений ритма сердца без имплантации кардиовертера-дефибриллятора.
Кроме того, программой на 2025 год предусмотрено более 103 тыс. случаев экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) за бюджетный счет, что на 13% больше, чем в этом году.
Средние нормативы объема скорой медицинской помощи на 2025–2027 годы сохранятся на прежнем уровне — 0,29 вызова на одного застрахованного. При этом нормативы финансовых затрат на единицу объема медпомощи будут быстро расти и составят 37,6% за три года.
РБК отмечает, что параллельно будет снижаться средний норматив на объем бюджетной медпомощи. Так, из нормативов исключили задачи выявления COVID-19 из-за снижения заболеваемости; в 2026–2027 годах будет сокращаться норматив для первичной медпомощи в амбулаторных (на 0,7%) и в дневном стационаре (на 2%).
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов заявил РБК, что дефицит средств традиционно является главной проблемой ОМС: возрастающее количество льготников и появление новых пациентов пропорционально не отражается на объеме финансирования. Специалисты назвали РБК ряд проблем, которые не решаются в рамках плана по повышению норм финансирования ОМС.
Так, Власов отмечает несвоевременность проведения комиссий по жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам (ЖНВЛП), что не позволяет погрузить уже согласованные препараты в систему ОМС, а значит, сделать их доступными для пациентов.
«Перечень лекарств есть, а соответствующего постановления правительства нет, поэтому в программе госгарантий на 2025 год мы этих препаратов не видим», — пояснил Власов.
Исполнительный директор организации «Вместе против гепатита» Никита Коваленко обратил внимание РБК на снижение на четверть норматива финансового обеспечения пациентов с гепатитом С вместо роста, запланированного в предыдущем постановлении правительства.
С другой стороны, отметил Коваленко, возможность лечения гепатита С на дому с 2025 года «очень радует».
«Необходимость выдавать пациенту отдельно буквально каждую таблетку существенно сдерживала организацию лечения гепатита С в рамках ОМС», — отметил Коваленко.
Зампред координационного совета «Движение против рака» Галина Маргевич положительно оценила рост нормативов медпомощи для онкобольных. В то же время в организации обеспокоены из-за того, что не предусматривается необходимого увеличения финансирования для оказания помощи онкобольным, а инновационные препараты от рака пациенты не смогут получить на первом этапе лечения.
Читайте также:
Зеленский представил «план победы»: условия, как Украина хочет победить
Почему YouTube не работает 16 октября: страхи стендаперов, конкуренция с VK
Стрельба в баре, отъезд из России, дом за 47 млн: как живет Анна Асти