Министерство имени Орешкина

Власть 10 октября, 2017 / 08:44

Вполне вероятно, что на первых порах слова министра МЭР о том, что он готов рассмотреть резюме всех тех, кто хотел бы пополнить ряды его ведомства, восприняли как фигуру речи. Мол, молодой шеф ведущего министерства хочет показать себя не как замшелого бюрократа, а как руководителя прогрессивного и демократического. Оговорка его о том, что на «сильно большую зарплату» претендентам пока рассчитывать не придётся, также была воспринята как дань традиции. Известно, клерки у нас не хвалятся большими доходами. И работают исключительно за идею.

Озадачила, правда, фраза о нехватке квалифицированных кадров в министерстве. Выходит, при Улюкаеве и его многочисленных предшественниках уровень коллектива всех устраивал, а вот при новой метле...

Словом, Орешкин всех заинтриговал. Но действительность, видимо, превзошла все прогнозы. В активе министерства уже более 400 резюме, причём, по словам самого министра, 265 он лично просмотрел. И хоть пока не ясно, насколько Максим Орешкин волен перетряхивать штатное расписание своего ведомства, скольких специалистов он хотел бы ангажировать, сама постановка вопроса о таком комплектовании революционна в нашей крайне консервативной стране.

Это за океаном в газетах, а ныне и на сайтах ЦРУ и Госдепа публикуют сообщения о наборе сотрудников. Для чего необходимо подать резюме и пройти необходимые экзамены и тесты. Причём ничего особенного в таких рекрутских наборах никто не видит. Единственно, предпочтение отдаётся выпускникам престижных университетов.


Кадры решают всё

У нас формирование кадровых составов тайна великая есть. В классическом варианте это пирамида, вершина которой — большой начальник, который привлекает известных ему людей на должности поменьше. Те, в свою очередь, формируют свои отделы из «своих» людей. И так по кругу. От века. Тут и семейные связи, и корпоративные отношения. И дань уважаемым родителям. И дети бывшего начальника. И однокашники двадцатилетней давности. Сложный клубок отношений, который зачастую не имеет никакого касательства к эффективности. Кумовство и непотизм.

А в результате складывается наша известная формула власти, когда каждый чиновник служит не закону, не стране, а вышестоящему начальнику, от которого он полностью зависим.

В какой мере глава МЭРа способен нанести урон такой традиции, покажет неумолимое время. Более того, в начале девяностых попытки такого кадрового пополнения предпринимались, но скоро заглохли. И в результате министерства России быстро заполнились старыми советскими бюрократами, один по одному принёсшими с собой и этот особый дух советского присутствия.

К слову, после назначения молодого министра поползли, скорее, провокационные слухи о том, что, мол, он стал фаворитом президента и одним из главных претендентов на пост премьера. Не исключено, что это такой фейк, призванный настроить против Максима Орешкина его потенциальных конкурентов. Но, с другой стороны, не исключено, что он с самого верха получил «карт-бланш» на знаковые, в том числе и кадровые эксперименты. И от их эффективности зависит и его дальнейшая карьера.