Кто последний в спикеры

Власть 17 апреля, 2019 / 10:14

Не так давно широкое празднование юбилея Валентины Матвиенко было тёплым, но всё равно с некоторым привкусом будущих перемен. Ведь семьдесят лет — это не столько биографическая дата, сколько некий психологический рубеж в жизни, в карьере и, конечно, в политике. Особенно в нашей стране, где до сих пор снисходительно и критично поминают сложившуюся при «дорогом Леониде Ильиче» правящую геронтократию. Тогда средний возраст Политбюро ЦК КПСС был аккурат семьдесят лет. Начавшему перестройку Михаилу Горбачёву удалось его понизить, но только до шестидесяти трёх.

Понятно, что людям свойственно стареть. Молодые и свежие политики второй половины девяностых — начала нулевых постепенно достигают так называемого третьего возраста. А потому думается, пример дальнейшего жизненного уклада и карьеры Валентины Ивановны будет выбран многими аналитиками для разработки модели оценки перспектив некоторых её коллег. Она первая из людей, обличённых большой властью (третье лицо в государственной иерархии), преодолевает этот возрастной рубеж. Так называемые парламентские старцы — семидесятилетние Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов не в счёт. Их кондиции пусть оценивает избиратель.

Собственно, обсуждение кандидатур вероятных преемников спикера верхней палаты началось задолго до официального юбилея. Теперь есть сведения, что такие совещания в администрации президента прошли ещё до Нового года. Политологическая среда высказывалась в пользу одного из заместителей Валентины Матвиенко. Речь шла то об Андрее Турчаке, то о куда более опытном Юрии Воробьёве. Впрочем, Герою России Воробьёву самому уже семьдесят, и в этом плане его приход в кресло председателя сената выглядел бы алогичным.

Фото: State Duma Russia/Global Look PressВалентина Матвиенко

Другое дело — Андрей Турчак, молодой, набирающий политический вес, один из руководителей правящей партии, имеющий за спиной и губернаторский опыт. Однако не исключено, что в данном случае относительная молодость могла восприниматься, как определённый недостаток. Ведь в некоторых случаях именно спикер верхней палаты может временно возглавить государство до проведения новых президентских выборов.

Был даже вброс о том, что кресло Валентины Матвиенко может наследовать Сергей Шойгу. Собственно, мы настолько привыкли, что Сергей Кожугетович, как солдат, способен быстро перестраиваться в своих государственных функциях, что такая информация не вызвала большого удивления. Хотя и была воспринята с определённым скепсисом.

Однако теперь запущен инсайд о призыве в верхнюю палату Федерального собрания Сергея Нарышкина, нынешнего директора Службы внешней разведки, который уже и администрацию президента возглавлял, и спикером нижней палаты поработал. Да и в ближний круг президента явно входит.

Словом, обладает завидным послужным списком, вполне соответствующим и возможным новым задачам. К тому же даже возвращение в разведку не сделало Нарышкина менее публичным политиком. Он по-прежнему оставался на виду, возглавляя Российское историческое общество, не избегая контактов с журналистами, выступал с собственными комментариями по ряду важных событий. Да и шестьдесят четыре года уже не считаются неким критическим возрастом.

Утверждают, что вопрос с постом спикера может решиться уже в мае. Впрочем, надо отметить, что слухи о возможном уходе Валентины Ивановны появлялись много лет подряд с завидной регулярностью. Раз в полгода молва отправляла её то на повышение, то в отставку. Однако проходило время, и всё оставалось на своих местах.

К тому же следует помнить, что наш президент иногда любит удивлять совершенно неожиданным, никаким политическим пророком не предсказанным решением. А на вопросы журналистов о грядущих кадровых перемещениях традиционно отвечает: «Подождите. Вам понравится».