КПРФ решила не выдвигать своего кандидата на выборах губернатора Алтайского края. Таким образом врио главы региона Александр Томенко получил довольно комфортную среду для легитимации своего статуса.
Томенко стал во главе региона по указу президента после отставки губернатора Карлина. Последнему прочили уход с должности давно, но всякий раз ему удавалось «задержаться». Объяснялось это явными талантами аппаратчика, который мог строить довольно ловкие интриги. Уроженец Алтая Карлин долгое время работал в аппарате президента в Москве, освоил все хитросплетения чиновничьего существования, имел хорошие связи и всем этим активно пользовался.
Тем временем ситуация в регионе становилась всё хуже. Сам Карлин и его люди, которых он расставил на всех серьёзных должностях как в администрации, так и в бизнесе, довели край фактически до полного банкротства. В регионе стремительно нарастали протестные настроения, что и сказалось на результатах выборов президента — за Владимира Путина здесь в марте проголосовали всего 64,66% избирателей. И это был один из самых низких показателей по стране. Посыл населения был услышан.
КПРФ была в числе самых непримиримых критиков отставленного губернатора. Лидер алтайских коммунистов и руководитель фракции в местном Заксобрании Мария Прусакова перед выборами активно призывала голосовать за Павла Грудинина.
Правда, незадолго до отставки Карлина саму Прусакову чуть было не сместили с поста её однопартийцы. Бунт случился в мае, несколько депутатов попытались поставить во главе фракции КПРФ Максима Талдыкина, известного тем, что он может наизусть цитировать классиков марксизма-ленинизма. Однако в практической части он оказался слаб, революции внутри регионального отделения партии не случилось. Прусакова, известная своими диктаторскими наклонностями, восстание жёстко подавила. Центральный аппарат КПРФ её в этом поддержал и быстро отменил все решения собрания депутатов-коммунистов, назвав их нелегитимными. Позиции Прусаковой, да и КПРФ в целом, в крае укрепились.
В этих условиях наблюдатели ожидали, что коммунисты могут выдвинуть сильного кандидата на губернаторских выборах. Называлось даже имя Сергея Шаргунова как возможного претендента от КПРФ. Однако этого не случилось.
Эксперты предполагают, что Зюганов просто испугался, что в случае выдвижения известный журналист и депутат Госдумы резко укрепит свои позиции как политик и затем составит конкуренцию ему самому. Или же объединит и возглавит остальные левые силы.
В качестве ещё одной причины отказа от борьбы за кресло губернатора называют резкое увеличение финансирования партий, чьи кандидаты на президентских выборах преодолели трёхпроцентный барьер. Финансирование будет увеличено с 20 рублей за голос до 152 рублей. Эту планку смогли достигнуть только две партии: КПРФ и ЛДПР, и теперь они будут иметь от государства в 7,5 раза больше денег на свою деятельность. В сумме обе партии получат 2 млрд рублей.
Якобы чтобы не потерять такие деньги, коммунисты и создают максимально комфортные условия для врио на губернаторских выборах в различных регионах. Кроме Алтайского края коммунисты не стали выдвигать своих кандидатов в Новосибирской области и некоторых других регионах Сибири.
Однако при ближайшем рассмотрении становится понятным, что если такие соображения и были, то не они стали определяющими. Так, в Новосибирской области популярный мэр-коммунист Локоть действительно снял свою кандидатуру и заявил, что поддержит врио губернатора. Долгое время он вёл активную борьбу за кресло главы региона и его шансы на фоне незаметного Андрея Травникова выглядели вполне оправданными.
Однако здесь вся интрига строилась вокруг бывшего полпреда в Сибирском округе, а затем губернотора Красноярского края Александра Толоконского. Локоть считается его креатурой, и таким образом политик был намерен остаться «серым кардиналом» в регионе. В последнее время Толоконский откровенно фрондировал по отношению к Москве, и там это вызвало серьёзное недовольство. Были даже посланы силовики, чтобы привести в «чувство» зарвавшегося чиновника. После этого и Локоть заявил, что сам в губернаторы не собирается и готов поддержать Травникова.
Мария Прусакова объяснила решение не выдвигать кандидата в губернаторы Алтая от КПРФ тем, что они на данном этапе своей цели добились — Карлина с должности сняли. Все их выступления, митинги, акции последних лет были подчинены тому, чтобы убрать его с губернаторского кресла. По её словам, выступать против врио, который ещё ничем плохим себя не зарекомендовал, и устраивать «борьбу просто ради борьбы — это несерьёзно».
КПРФ давно уже стала так называемой «системной» партией, поэтому её позиция по выборам на Алтае, в Новосибирской или Омской областях не изумляет. Ничего нового не случилось.