Март 2020 года в России вышел таким, что август впору просто взять и отменить: потрясений разного толка хватило всем с лихвой. Вряд ли последний летний месяц, традиционно ассоциирующийся у нас с вызовами и испытаниями, сможет предложить что-то более масштабное.
Начало весны принесло следящим за политикой россиянам известие о том, что впервые ставший президентом в 2000 году Владимир Путин может получить право сделать это ещё раз в 2024-м. Законодатели не против, Конституционный суд тоже не возражает, дело за россиянами и желанием президента. Те, кто политикой интересуются не так сильно или вообще предпочитают от неё дистанцироваться, не могли не заметить, что родной российский рубль резко обвалился вслед за ценами на нефть. А вслед за этим неизбежно вырастут цены на бытовую технику, импортные продукты, да и вообще, как у нас принято, на всё подряд.
В связи с такой насыщенной и тревожной повесткой дня социологи решили выяснить, что же из перечисленного пугает наших сограждан больше всего. Оказалось, что ни то, ни другое, а новая «болячка» — коронавирус COVID-19.
Согласно данным исследования, которое провели специалисты из Центра стратегических разработок (ЦСР), большинство россиян (49% опрошенных) назвали самым беспокоящим их фактором именно коронавирусную инфекцию COVID-19. Обвал рубля и, соответственно, рост доллара и евро тревожит лишь 24% респондентов. Ещё у 14% сердце не на месте из-за изменения текста Конституции РФ, а 10% напугала перспектива прожить ещё 6–12 лет под руководством незаменимого Владимира Владимировича Путина.
Интересно, что, согласно опросу ВЦИОМ, 99% россиян осведомлены о пандемии коронавируса, а большинство из них (61%) верит в то, что отечественная медицина и власти в состоянии справиться с этой проблемой. При этом до 70% выросло число тех, кто опасается подхватить этот вирус (месяц назад их было на 18% меньше), однако больше половины (54%) не верят в реальность эпидемии COVID-19 в России.
Сопоставление этих двух опросов открывает ещё одну интересную деталь: хотя 82% участников опроса ВЦИОМ утверждают, что хорошо осведомлены о гуляющей по планете заразе, исследование ЦСР свидетельствует об огромном количестве заблуждений насчёт коронавируса. Так, 41% считает, что вирус не в состоянии жить на поверхности предметов, 30% уверены, что при температуре выше 26 градусов по Цельсию он просто гибнет, а ещё 27% считают COVID-19 убийцей детей и молодёжи. В Центре стратегических разработок пришли к выводу, что реально, а не на словах актуальной и достоверной информацией обладают лишь 8%.
Собственно, вероятно, именно этим и объясняется тот факт, что коронавирус пугает россиян больше, чем обвал рубля и новый срок для старого президента. В конце концов, национальная валюта оказывается в тяжёлом кризисе уже в четвёртый раз за последние 22 года. И если в первый раз он привёл к резкому падению уровня жизни населения и полугодовому коллапсу всей банковской системы, то с каждой новой итерацией люди воспринимали происходящее всё спокойнее. Например, самой яркой приметой обрушения рубля в 2014 году стал ажиотажный спрос на дорогостоящую бытовую технику, которую россияне сметали с полок: кто-то понимал, что скоро она станет не по карману, а кто-то покупал, чтобы перепродать значительно дороже через пару месяцев. Согласитесь, на тот шок, что был в 1998 году, это не похоже совершенно.
Владимир Владимирович Путин — вне зависимости от отношения к нему — явление для нашей страны уже тоже давно привычное. Шутка ли, в 2018 году на президентские выборы впервые пришли люди, родившиеся уже после того, как он возглавил Российскую Федерацию. Сколько уже раз мы в семейном кругу за новогодним столом слушали его рассказы о том, что «минувший год был непростым, но трудности, с которыми мы столкнулись, сплотили нас».
А вот коронавирус — это что-то новенькое, такого у нас не было давно. Плюс развитие соцсетей обернулось совершенно неконтролируемым потоком слухов и откровенных провокаций, только подпитывающих страх. Но то же самое развитие технологий позволяет очень многим перейти на «удалёнку» и относительно безболезненно пережить этот период, работая из дома, читая электронные книги, смотря кино и сериалы.
В итоге, конечно, закончится и эта напасть, но долго ещё россияне будут вспоминать «карантинную весну-2020», как москвичи до сих пор вспоминают «дымное лето-2010».