Карантинные ограничения заморозили лишь внешние проявления большой политики. Между тем в кулуарах параллельно нарастают разного рода дискурсы из серии «Как нам обустроить поствирусную Россию». И если одни «надёжные», но анонимные источники вбрасывают идею переноса единого дня голосования с 13 сентября на туманную зимнюю даль, когда, мол, страсти, порождённые издержками самоизоляции, успокоятся, то другие старательно подпитывают мысль о целесообразности отказа от прямых губернаторских выборов. И если их не отменить совсем, как после событий в Беслане, то хотя бы доверить исторический выбор региональным законодательным собраниям.
Собственно, тревога властей предержащих по поводу всё более близких выборов в без малого двадцати регионах понятна. Вряд ли после отмены всех карантинных ограничений сразу наступит всеобщее счастье. А потому все понимают, что прямые губернаторские выборы, скорее всего, дадут повод электорату на местах выразить своё отношение не к кандидатурам, а к политике властей. И такой выбор будет покруче того, что был вызван пенсионной реформой.
И протестный митинг во Владикавказе, и онлайн-протесты — уже вполне осознанные звоночки. Оппозиция ищет новые формы консолидации, используя технические возможности, консолидируется вопреки всем ограничениям, предлагает свою политическую повестку. И главное — делает вполне ясную заявку на свои действия в посткарантинный период. Понятно, что в ответ власти, их мозговые центры заранее ищут варианты, которые позволили бы внешне вполне законно изменить форму выборов, формально от них не отказываясь. Но в целом не дать всё более консолидирующейся оппозиции легальной возможности нанести удар по устоявшемуся балансу власти и групповых интересов. Тем более, что в некоторых республиках со сложным национальным составом и так губернаторы выбираются исключительно в стенах местных парламентов.
Но это только один аспект возникших как по команде утечек плодов неустанной работы кремлёвских высоколобых. В конце концов, ещё Салтыков-Щедрин писал, что, мол, российская власть предпочитает держать свой народ в состоянии постоянного изумления. А потому все решения должны быть чистой воды неожиданными экспромтами, а не результатом долгого и нудного обсуждения. А раз так, то, скорее всего, новые вводные политических дискуссий имеют и иные, завуалированные цели. Ну, во-первых, общество, его интеллектуальную часть начинают по классической схеме тестировать: никто из официальных источников ничего не предлагает, а Интернет и разных цветов медиа уже анализируют все за и против. Во-вторых, надо ведь как-то заполнять нашу политическую повестку более-менее нейтральными темами. Иначе, особенно в условиях всеобщей изоляции, она будет оккупирована куда более острыми вопросами.
Наконец, к вопросу об «изумлении». Тема переноса выборов губернаторов в заксобрания может служить неплохим отвлечением от подготовки совершенно неожиданного решения. Может служить и прикрытием для иного варианта решения политической квадратуры круга: как и законность соблюсти, и электоральных неприятностей избежать.