Посол Швейцарии в РФ: шпионские скандалы остались в прошлом

Власть 20 марта, 2019 / 08:41

Что первым делом приходит на ум, когда говорят о Швейцарии? Знаменитые часы, шоколад и швейцарские банки... И действительно, страна редко попадает в новостные сводки, связанные с международными скандалами и крупными политическими неурядицами. И всё же News.ru нашёл несколько острых тем и обсудил их с чрезвычайным и полномочным послом Швейцарии в России, господином Ивом Россье.

О шпионских скандалах

— Господин Россье, год назад, на фоне истории со Скрипалями, Швейцария обвинила Россию в активном ведении разведдеятельности на территории страны. Как это повлияло на Вашу работу?
— Да, тогда на протяжении практически восьми месяцев у нас было трудное время. Потому что в тот период, пока мы вели переговоры по этим вопросам, части швейцарских дипломатов было отказано в аккредитации в России и части российских — в Швейцарии. Это означало, что я фактически потерял этих людей на месяцы, некому было выполнять их обязанности. И мой коллега, российский посол в Швейцарии, так же временно «потерял» своих сотрудников. Так что это была обоюдная проблема для нас, имевшая конкретные практические последствия. Но сейчас все хорошо, все приехали, история закончена. Как говорят у нас в Швейцарии — вчерашний снег. Мы много работали, чтобы найти решение не только на посольском, но и на правительственном уровне. Однако это, конечно, не исчерпало историю со Скрипалями. Это совершенно другое.

О банках и обмене налоговой информацией

— В прошлом году швейцарский банк Credit Suisse заморозил связанные с Россией активы примерно на $5 млрд. СМИ писали о том, что это было сделано для того, чтобы избежать попадания под санкции США. После таких историй российские вкладчики могут доверять швейцарским банкам?
— Нет, Credit Suisse ничего не замораживал. Прежде всего надо сказать, что вопрос о структурировании взаимоотношений с клиентами в соответствии со своей политикой — это целиком ответственность банка.

Фото: Stefan Kiefer/imagebroker.com/Global Look Press

— Не повлияла ли эта история на отношение россиян к швейцарским банкам как к надёжному месту для вложения средств?
— Стоит пояснить, что банк не заморозил деньги, а принял решение, что не будет вести деятельность по их инвестированию. То есть первопричина ситуации — не политический вопрос, а исключительно отношения между банком и клиентами. Подобное случается также и с вкладчиками из других стран. Но если клиент, к примеру, немец, то никто не трубит об этом в СМИ. А если клиент из России, то, конечно, теперь все обращают внимание и поднимают шумиху.

Налоговая администрация Швейцарии начала передавать иностранным партнёрам сведения о финансовых счетах зарубежных вкладчиков. Обмен между Россией и Швейцарией пока откладывается? (парламент должен голосовать за каждую страну в отдельности. Россия до последнего момента в этот список не попадала — News.ru) И ожидаете ли Вы оттока денег из страны в связи с этим?
— Я думаю, что вопрос будет решён уже в этом году. Но Швейцария в этом смысле столь нетороплива не только по отношению к России. Принятие соответствующего закона заняло несколько лет. Не думаю, что это повлияет заметным образом на отток денег из страны. Основным козырем швейцарских банков давно уже является не банковская тайна, а высокая надёжность вложений. Я не финансист, мне сложно говорить о точных расчётах, но все же думаю, что проблем это не создаст.

О террористах с европейским гражданством

В Европе обозначилась большая проблема: в своё время на Ближний Восток из европейских стран уехали и примкнули к ИГИЛ (организация запрещена в РФ) люди, имеющие европейское гражданство. Они воевали, к примеру, в Сирии, а теперь эти джихадисты хотят вернуться обратно. Как в Швейцарии этот вопрос решается?

Фото: Handout/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

— Да, в этой связи складывается много разных непростых ситуаций. Да, есть джихадисты и со швейцарскими паспортами, многие из них имеют иное, нешвейцарское этническое происхождение. Отдельный и очень сложный вопрос — это их семьи и жены. К примеру, гражданка Швейцарии уехала в Сирию и вышла замуж за джихадиста. Их ребенок также по рождению имеет гражданство нашей страны. Это все требует очень избирательного подхода. Однозначного решения пока нет.

В целом позиция нашей страны такова: мы не будем содействовать и помогать в возвращении на родину тем, кто решил однажды примкнуть к ИГИЛ. Действительно очень сложная задача — и юридически, и с точки зрения прав человека — это поиск путей решения вот этой самой «детской проблемы». В Сирии в лагерях для беженцев находятся дети двух, трёх, четырёх лет от роду. Кто-то из их родителей (или оба) — джихадист, но дети-то граждане нашей страны! Мы сейчас активно работаем, чтобы найти выход из этой ситуации.

— Может быть какие-то программы создаются по реабилитации этих детей? Чтобы интегрировать их в общество?
— Дети именно этого поколения ещё очень маленькие, им по нескольку лет от роду. Я не думаю, что у них могут возникнуть проблемы с интеграцией и социальной адаптацией в стране, если они вернутся. Проблема есть, если человек убивал людей..

О туризме и экспорте

— Генеральный консул сказал, что, как ожидается, организованные туристические группы из Швейцарии смогут приезжать в Россию по упрощенной визе. А есть ли аналогичные исключения для российских туристов?
— Здесь мы упираемся в то, что Швейцария является частью Шенгенской зоны. Дискуссии о визовых послаблениях для россиян идут уже давно, вплоть до возможности пребывания на территории Шенгена без визы до трёх месяцев. Но о реальных практических шагах на этом этапе пока не слышно.

— Есть такой расхожий стереотип, что Швейцария производит и экспортирует сыр, часы и шоколад. А на самом деле, какая самая главная экспортная отрасль?
— На мой взгляд, самая главная экспортная статья — фармацевтика. Затем это продукция машиностроения. А поскольку доход от иностранных туристов, приезжающих в Швейцарию, считается доходом от экспорта услуг, то туристическая отрасль тоже крупный экспортёр. Она занимает, по моим оценкам, третье место.