Не стоит лишний раз повторять, что исход выборов ни у кого не вызывает сомнений. Но это не значит, что остальные участники не решают свои конкретные задачи. Засветиться, напомнить о себе, повысить свою узнаваемость, доказать, кто самый популярный либерал или, наоборот, левый лидер.
В этой связи особый интерес приобретают попытки приклеить к одному из соперников жупел «кремлёвский проект». Задача простая: объявить соперника подставной фигурой, играющей по заранее согласованным с Кремлём правилам. Инструментом массовой манипуляции, призванным не допустить консолидации протестного электората, а заодно создавать иллюзию многоплановости выборов. Эдакие соперники, но на поводке.
Собчак ставят в вину, что в своей критике власти она не переходит определённых границ. Не нападает персонально на кандидата-президента. Грудинин, дескать, вообще самым показным образом, вместо того чтобы с нуля раскручивать свою избирательную кампанию, отправился на каникулы в Германию. Словно подтвердив бытующие подозрения его многочисленных недоброжелателей, что он гарантировал президентской администрации умеренный накал своей борьбы за президентское кресло. В качестве компенсации ему, дескать, обещали содействовать в выдвижении в губернаторы Московской области.
Самое интересное заключается в том, что оба соперника на разных политических полюсах ведут себя исключительно прагматично. Все же понимают, что нынешняя президентская кампания для обоих — реальный трамплин в политическое будущее. И тут уже не столько важно, проект они или не проект. Собчак уверенно де-факто входит в большую политику. У неё уже почти стопроцентная узнаваемость в стране. А до следующего пропрезидентского забега, в 2024 году, она сможет сто раз подкорректировать свою программу, что свойственно всем профессиональным политикам.
А для Павла Грудинина пост подмосковного губернатора — также идеальный вариант продемонстрировать свою управленческую сноровку и политическое чутьё.
Тем более — в «мягком московском подбрюшье». И даже не через шесть лет, а раньше он сможет числиться одним из кандидатов на первые посты в государстве, начиная с премьерского. А премьер у нас, как известно, всегда потенциальный преемник.
Но сейчас интересно следить за тем, насколько дозированно в прессе и в Интернете будут разыгрывать эту карту «кремлёвского проекта». Поскольку, с одной стороны, таким образом можно подрезать рейтинг кандидата, если он катастрофически пойдёт вверх. Но, с другой, нельзя и переборщить, так как это может отразиться на явке, ради стимулирования которой и вовлекались Собчак с Грудининым. И такое манипулирование — тоже одна из интриг этой кампании.
Понятно, что выборам нужна интрига, чтобы поднять их привлекательность. И тут навязчивых телеобъявлений и рекламных роликов явно мало. И её, эту интригу, по мере сил находят во всём: в участии в гонке кандидатов «с чудинкой», в толкотне вокруг второго места, в раскручивании новых лиц. И объявление кого-то из кандидатов «кремлёвским проектом» — также, мне кажется, часть этой кампании. Главное, чтобы о предвыборном процессе постоянно говорили и говорили много. И не важно , как всё обстоит на самом деле. Ведь с самого начала нашим президентским выборам придали карнавальную окраску. А карнавал — это постоянная смена масок, круговерть.