Экс-разведчик рассказал об интересе спецслужб к журналистам

Власть 09 июля, 2020 / 11:46

Советник главы Роскосмоса Иван Сафронов, бывший военный корреспондент «Коммерсанта» и «Ведомостей», был задержан 7 июля по подозрению в госизмене. Ему вменяют работу на разведку Чехии, которой он якобы передавал сведения о российских оборонных контрактах. В журналистском сообществе обвинения в отношении Сафронова подвергли сомнениям и интерпретировали его задержание как попытку усилить давление на СМИ. NEWS.ru связался с экс-разведчиком, полковником КГБ в отставке Михаилом Любимовым, который рассказал об интересе спецслужб к журналистам, но выразил сомнения в компетентности чешских агентов и заявил о необходимости открытого процесса по делу.

По словам полковника КГБ в отставке, разведывательные службы всегда проявляли огромный интерес к журналистам. Среди представителей профессии могут быть очень информированные люди, порой даже слишком. При этом Любимов подчеркнул, что не располагает данными о деле Сафронова.

Это прекрасное прикрытие для разведчика и для того, кто добывает информацию. Журналисты могут говорить с источниками и добывать какие-то ценные сведения. Я привык к тому, что если кого-то арестовывают, то сначала ничего не известно. Потом, по правилам игры времён холодной войны, инициируется процесс, объявляют, за что человек арестован. Тогда ничего не скрывалось, процесс был открытым. Именно так и должно быть, — сказал он.

В качестве примера Любимов вспомнил дело высокопоставленного сотрудника ЦРУ Олдрича Эймса, арестованного в 1994 году по обвинению в шпионаже в пользу России, и судебный процесс над полковником ГРУ Олегом Пеньковским в 1963 году.

Также экс-разведчик выразил мнение, что завербованные агенты могут обойти проверки и проникнуть как в президентский пул, так и в госструктуры.

Всё возможно. В самой спецслужбе сидят иностранные агенты. Если шпиона было бы так легко обнаружить, то контрразведку можно было бы распускать. Это очень трудный и сложный вопрос. Я работал со многими людьми, которые, как потом выяснилось, были предателями. У человека не написано на лбу, что он — иностранный агент. Наоборот, как правило, человек лоялен, — сказал Любимов.

При этом он выразил сомнение в компетентности чешских спецслужб. По словам Любимова, во времена СССР советские разведчики сотрудничали с коллегами из Чехословакии.

Это были наши люди, товарищи. Что сейчас из себя представляют чешские спецслужбы? Ничего хорошего. Для того чтобы сменить одну разведку на другую, нужны десятилетия. Так что всё не так просто, — заключил он.