Как прошёл день выборов президента России

Власть 19 марта, 2018 / 18:02

Двери школы № 1231 воскресным утром обычно закрыты, но только не 18 марта. С восьми утра до восьми вечера образовательное учреждение превратилось сразу в два избирательных участка: № 6 на первом этаже и № 9 на втором.

Фото: Александр Чернышев

Особенно оживлён с утра 9-й участок — очередь из людей в военной форме выстроилась ещё с самого открытия. На первый взгляд это необычно — к участку относятся лишь четыре дома. Оказывается, по адресам Знаменка, 19, и Калошин переулок, 14, зарегистрировано более 1200 военнослужащих. «Подчеркну, что основная часть военного электората голосует на общих избирательных участках», — уточнил заместитель министра обороны РФ Николай Панков. Некоторые из них фотографировали свои бланки, а в разговорах можно было услышать «ротному покажу, чтобы не приставал».

Когда поток военнослужащих спал, члены УИК вздохнули с облегчением: кроме солдат и офицеров, на участке зарегистрировано лишь 48 человек, и 665 прикрепились дополнительно.

В комиссии вместе с секретарём, председателем и его заместителем 15 человек. Состав разношёрстный: четверо мужчин средних лет, в основном офицеры Российской армии, три студентки, три женщины среднего возраста и две — пенсионного. Председателю всего 24 года — один из самых молодых по Москве, но держится уверенно. Все они на выборах не впервые: кто-то работал на муниципальных, кто-то на губернаторских. «Раньше было гораздо тяжелее, приходилось считать вручную, и уходили под утро. Сейчас, когда урны автоматизированы, работать стало намного проще», — делится член комиссии, офицер Российской армии Андрей Будяй. Автоматизация частично исключает фальсификацию — урна просто не принимает больше одного бюллетеня, и «скормить» ей пачку не получится. С каждым избирателем она вежливо прощается: «До свидания, Ваш бюллетень успешно обработан».

Фото: Александр Чернышев

На участке дежурили девять наблюдателей от разных партий. Не все пришли к началу — кто-то подъехал к четырём дня, чтобы сменить тех, кто был на посту с раннего утра. Дел у наблюдателей было не очень много, поэтому они быстро перезнакомились друг с другом и некоторыми членами комиссии.

Около пяти часов вечера несколько голосовавших приклеили к информации о кандидатах листок, сообщавший о счетах Павла Грудинина в швейцарском банке общей суммой более 55 миллионов рублей. Члены УИК листок убрали, чтобы спустя час уже самостоятельно прикрепить почти такой же — направленный официально, секретарём ЦИК. Наблюдатель 6-го участка Максим Ресмянский трижды срывал бумагу, члены УИК трижды вновь распечатывали её и вешали на стенд. Павел не сдавался: «ЦИК официально отозвала это распоряжение, сказала, чтобы их не вешали, а здесь продолжают клеить. Все счета были закрыты до выборов, и любые спекуляции на эту тему незаконны, это ложь и провокация». Так или иначе, информация осталась висеть, а наблюдателю пригрозили удалением, если он ещё раз сорвёт листок. Пришлось ограничиться жалобой в письменном виде.

Ещё один инцидент произошёл с девушкой, зарегистрировавшейся на портале госуслуг, чтобы проголосовать на 6-м участке: в списках её не обнаружили. Члены УИК обещали, согласно процедуре, уточнить в ЦИК, не голосовала ли она на другом участке.

Через три часа девушка вернулась — ей сообщили, что она уже голосовала и, соответственно, не может быть допущена повторно.

Фото: Александр Чернышев

В восемь часов вечера участки закрылись для подсчёта голосов. Комиссия старалась делать всё по регламенту и быстро — демонстрировала свои действия и документы наблюдателям, не грубила. Правда, когда неиспользованные бюллетени извлекались из сейфа в отдельной комнате и наблюдатели прошли туда, секретарь комиссии Виктория Дергилева попыталась их выгнать: «Это наше рабочее помещение, вам здесь делать нечего». Наблюдатели уходить отказались: «Откуда же мы знаем, что вы здесь делаете с бюллетенями?» Они правы: никаких «рабочих помещений», куда им закрыт доступ, по закону нет и быть не может.

После этого всё шло по регламенту, кроме того, что подсчёт избирателей по списку проводился одновременно с погашением неиспользованных бюллетеней. По правилам процедуры должны исполняться последовательно. Наблюдатели поленились и закрыли на это глаза, всем хотелось домой. «Это некритичное нарушение», — считает доброволец от Ксении Собчак Илья Варников. Другой наблюдатель даже помог комиссии сшить списки избирателей, что по регламенту тоже запрещено.

Фото: Александр Чернышев

К 21:45 подсчёт был завершён — числа, торжественно оглашённые автоматизированной урной, совпали с цифрами по спискам избирателей, члены комиссии и наблюдатели расписались в протоколе и поспешили домой.

За Путина на участке проголосовало 1614 человек, за Грудинина — 203, за Жириновского — 96, 37 за Собчак, 23 за Явлинского, 19 за Титова, 18 за Бабурина, 12 за Сурайкина.