Информация о том, что в ходе Петербургского международного экономического форума президент России Владимир Путин предложил Дмитрию Рогозину, не вошедшему в состав нового правительства, возглавить Роскосмос, вызвала неоднозначную реакцию в экспертном сообществе.
В этом плане нельзя не отметить, что президент заострил внимание Рогозина на том, что в Роскосмос должны привлекаться специалисты, которые «глубоко погружены в тему и уже успели себя зарекомендовать».
«Это должны быть хорошие специалисты, высококлассные учёные, организаторы», — подчеркнул Путин.
Начну с того, что на всём протяжении своего вице-премьерства, во время которого Рогозин курировал, как известно, не только оборонные отрасли, но и российский космос, он не смог добиться успеха ни на одном из направлении. В первую очередь потому, что, как мне представляется, не имел достаточного авторитета у профессионалов отрасли, чтобы вмешиваться в их работу и пресекать негативные явления, которых в последние годы было более чем достаточно.
Один лишь резонансный скандал с хищениями во время строительства космодрома Восточный мог похоронить карьеру любого другого чиновника. Но Рогозин удержался на плаву, видимо, благодаря своему умению подать чужой успех как своё достижение, а свой провал (а история с Восточным — это провал грандиозный!) — как чей-то сторонний недосмотр.
Так, после отказа США закупать у России двигатели РД-180 и места на «Союзах» он заявил, что во всех бедах Роскосмоса виноваты американцы.
Не желает Рогозин и отвечать за масштабную распродажу земель знаменитого космического центра имени Хруничева и фактическое банкротство этого предприятия.
Во всех падениях винили технические и конструкторские недоработки, а в конце концов отозвали все выпущенные на Воронежском заводе двигатели для «Протонов», так как там использовали для их пайки не драгметаллы, а более дешёвые сплавы.
Апофеозом рогозинской некомпетентности стала авария в декабре прошлого года, когда рухнул «Союз-2.1б», который должен был вывести на орбиту 19 спутников. «Настройки были под Байконур: не посчитали азимут», — уверенно изрёк Рогозин, заявив, что руководством Роскосмоса были допущены системные ошибки и выводы комиссии по аварии будут носить «жёсткий и объективный характер».
Представители Роскосмоса сразу же опровергли слова Рогозина и заявили, что все настройки были корректными. А авария произошла из-за сочетания факторов, которые не могли быть учтены математической моделью полёта.
Это был ещё не предел рогозинских кунштюков. Поистине всенародное возмущение вызвало видео, на котором он чуть не утопил таксу, демонстрируя президенту Сербии Александру Вучичу «научный эксперимент» на собаке, которую пытались заставить дышать жидкостью.
Один из самых больших провалов Рогозина — торможение разработки и испытаний нового двигателя для истребителя пятого поколения Су-57. Дмитрий Олегович показал себя в этом и многих других случаях не столько строгим куратором «оборонки», сколько мастером по налаживанию хороших отношений с её руководителями. Кстати, этот факт был быстро подмечен сообществом военных экспертов и вызвал дружное осуждение.
Если идея Рогозина о создании на базе Роскосмоса нового ракетно-космического холдинга с присоединением компании «Тактическое ракетное вооружение» и концерна «Алмаз-Антей» будет реализована, то это сразу же подставит российский космос под западные санкции, так как превратит его в оборонную структуру, подпадающую под санкции США.
Кроме того, объединение мощных и успешных оборонных корпораций под эгидой слабо проявившего себя откровенного карьериста и непрофессионала, который на всём протяжении своей чиновной карьеры не желал, да, видимо, и не мог глубоко вникать в производственные и технологические нюансы, нанесёт этим прославленным предприятиям непоправимый ущерб.
Не так давно Дмитрий Рогозин рапортовал журналистам и правительству о своём решении создать могучий бронетанковый холдинг, видимо, намереваясь поставить во главе его кого-то их своих родственников. Но этот вице-премьерский порыв был погашен не в последнюю очередь усилиями влиятельного главы Ростеха Сергея Чемезова. Бронетанковый холдинг, возможно, создадут, но возглавит его, безусловно, сильный профессионал, а не бывший журналист, ставший волею судьбы видным чиновником.
Космической отрасли, увы, не повезло. Но Дмитрий Рогозин так хотел её возглавить, так педалировал это назначение, что, как говорится, сбылись мечты…
И всё же я не могу избавиться от лукавой мысли, что это новое назначение — своего рода «уан вей тиккет», как говорят на загнивающем Западе. То есть политкорректное исполнение страстного желания известного чиновника при полном понимании, что он провалится и на этом поприще и тогда уже окончательно покинет ряды топ-менеджеров российского политикума.