Итак, чем нам интересны эти выборы? Начнем с того, что переизбираться будут не столько губернаторы, выигравшие прежние избирательные баталии, сколько так называемые врио — одиннадцать ставленников непосредственно президента, назначенные в течение прошлого года ради оживления, прежде всего, экономики регионов.
Фактически непопулярные фигуры, потерявшие доверие населения, не оправдавшие его надежд, были заранее смещены для того, чтобы не было бессмысленной потери времени. А новые люди, в основном чуть старше сорока лет, имели время познакомиться с проблемами и начать исправлять ситуацию.
Естественно, эти «люди Путина» априори имеют значительное преимущество перед остальными кандидатами, поскольку, во-первых, имели возможность заявить о себе, а во-вторых, не успели примелькаться, погрязнуть в местных разборках. И в то же время имели все шансы выстроить отношения с местными элитами, что немаловажно.
Весьма характерно, что на этот раз были «отправлены на периферию» несколько ещё недавно фигур федерального масштаба. И это знак особого доверия к регионам: в частности, бывший глава судебных приставов Парфенчиков возглавил Карелию, один из творцов «калужского чуда» Любимов отправился поднимать Рязанскую область.
А недавний глава департамента экономического развития правительства Москвы Решетников должен распространить столичный опыт на Пермь. С начала нулевых, «командировок» Шанцева в Нижний Новгород, а Меня в Иваново Москва не делилась своими кадрами.
Всего зафиксировано 103 кандидата, представляющих 24 политические партии. Особняком среди всех претендентов стоит не сменяемый аж с 1993 года губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Кстати, этого политического мастодонта неоднократно приглашали в Центр, в частности — возглавить Министерство сельского хозяйства. Но он остался верен своему краю. И в общем-то, никто не сомневается в его очередном переизбрании.
Кстати, накануне старта отборочной кампании было много сомнений: мол, партии будут неохотно выдвигать своих кандидатов. Во-первых, прошлые массовые перевыборы совпали с переизбранием Госдумы, а потому партии вели сразу несколько кампаний. Ну, а во-вторых, позиции «Единой России» в провинции и так были сильны, а после президентских рокировок еще больше укрепились. Новые лица вызывают дополнительный интерес.
Но, как мы видим, партии оценили ценность самого политического процесса, а заодно и пользу прохождения муниципального фильтра, предусматривающего сбор подписей депутатов районных и муниципальных. Если ещё недавно оппозиция в основном заявляла, что такой фильтр — досадное препятствие на пути к полностью свободным выборам, то на этот раз оппозиционные кандидаты загодя (некоторые — за год) нашли время объехать все местные собрания и советы. Выступить, изложить свои программы, а заодно просто познакомиться с политическим активов всех уровней. В результате многие легко собрали подписи, необходимые для выдвижения, включая ярославского кандидата от небезызвестного ПАРНАСа.
Исключение составил хорошо в свое время раскрученный екатеринбуржец Ройзман. который долго клял пресловутый фильтр, не пустивший его, дескать, на выборы. Однако потом выяснилось, что он даже не открыл необходимый для кандидата счет в банке. То есть всерьез участвовать в губернаторском марафоне не собирался. Да и от раздутого скандала вряд ли что-то выиграл.
В целом от этой губернаторской волны вряд ли стоит ждать сенсаций и неожиданных побед, как в прошлый раз было в Иркутской области, где нежданно-негаданно кандидат от «Единой России» уступил коммунисту.
Впрочем, в такой предсказуемости есть традиционно и доля вины самой оппозиции, различные течения которой пока нигде и никогда не могут между собой договориться ради выдвижения, например, единого кандидата.