Разъяснение насчёт возможности получения разного рода подарков служивым сословием вполне вписывается в набирающую силу антикоррупционную волну, которая грозит превратиться в настоящее цунами. Только по официальным данным, за период с 2015 года по 2018-й кабинет с удобным креслом на камеру со шконкой поменяли 114 столоначальников, а с начала года нынешнего — уже 55.
Понятно, что речь не идёт исключительно о получении незаконных подарков и услуг, которые, по мнению Минтруда, могут поставить под вопрос объективность принимаемых чиновником решений и спровоцировать конфликт интересов. Однако требования к формату подношений становятся всё жёстче год от года.
Ещё полтора года назад те же инструкции допускали получение в качестве подарка произведений разного рода народных промыслов, как то: оренбургских платков, жостовских подносов, каслинского литья и гусь-хрустального дутья. С одной стороны, такая традиция могла бы разгрузить завалы в сувенирных магазинчиках. Не каждый же год у нас проводятся футбольные мундиали. Но, с другой, есть такие музейного качества лаковые миниатюры и шкатулки, что по стоимости могут соперничать со средним автомобилем. Поэтому на этот раз ни о каких народных промыслах и речи не идёт.
Зато чиновникам в очередной раз напоминают о том, что подарки можно получать только в ходе официальных мероприятий, да и то всё ценное необходимо сдавать. Ничего на этот раз не сказано о возможной допустимой стоимости таких вещиц. Раньше считалось, что даже лицу при власти вполне уместно принимать подношения стоимостью не выше трёх тысяч рублей. Собственно, такая норма зафиксирована и в статье 575 Гражданского кодекса. Причём сам презент в обязательном порядке должен был иметь и вид подарка: скажем, быть подсвечником в виде отдыхающей нимфы, но изготовленным не из серебра, а из кондового чугуна.
Теперь, как известно, разрабатывается пакет законов, которые сведут форму таких поощрений и знаков внимания к букетам цветов и полиграфической продукции с фирменным логотипом, то бишь, скорее всего, к календарям. Исключения, видимо, оставят для ценных подарков, вручаемых от имени органов власти в качестве награды.
Что касается нынешней минтрудовской инструкции, то там есть абсолютно революционный пункт о том, что отныне не рекомендуется людям, обличённым хоть какой-то государственной властью, принимать подарки от подчинённых даже в нерабочее время. И сам факт близкой человеческой дружбы начальника и клерка не является извиняющим обстоятельством. Так что теперь на день рождения руководителя в приличном ресторане, например, подчинённым придётся приходить исключительно с букетами роз. Дабы никто ничего не заподозрил и начальнику не инкриминировал. Хотя мы понимаем, что сам букет может скрыть в своей глубине нечто куда более ценное.
К слову, во времена Юрия Лужкова руководство департаментов мэрии предпочитало на праздники обмениваться фирменными корзинами с дорогими напитками и не менее приятными закусками. Тогда это криминалом не считалось.
Конечно, подарки всегда идут рука об руку с коррупцией. Тот же полковник Захарченко помимо таинственных миллиардов имел и карточку ресторана, где столовался. То есть получал ещё и взятку услугой.
Впрочем, как любят повторять компетентные специалисты, ныне всё равно никто не даёт взятки конвертами с долларами или бриллиантовыми колье, а «презенты» тихо переводят на офшорные счета. Так что новая инструкция Минтруда рассчитана в основном на чиновников очень невысокого ранга, чтобы, как говорится, по чину и брали — букетами.