Символическая важность выборов петербургского губернатора заставляет нас внимательно следить за всеми политическими процессами, что протекают на берегах Невы. И, собственно, теперь можно с полным правом сказать, что есть уже твёрдый кандидат № 1. Ни снегопады, ни сошедшие с крыш лавины, ни забастовка метростроевцев не стали прелюдией к замене врио губернатора, какие бы низкие рейтинги его персоне ни приписывали.
Своё веское слово сказал президент, который ввёл Александра Беглова в Совет безопасности, то есть гарантировал ему допуск к высшей степени секретной информации и заодно дал ему лестную личностную характеристику. То есть поставлена точка в неопределённости, обозначенной ещё самим Владимиром Путиным несколько месяцев назад: поработайте, а там как пойдёт. Видимо, в Кремле решили, что всё пошло так, как надо.
Теперь все ожидают ответа ещё на один питерский вопрос: пройдут ли в Санкт-Петербурге настоящие выборы или горожан фактически будет ожидать референдум о доверии врио губернатора? Это когда в соперниках у Беглова окажутся исключительно малопопулярные политики, ритуально представляющие системную оппозицию.
Понятно, что существует муниципальный фильтр, который трудно пройти без поддержки депутатов от «Единой России», которые, естественно, полностью отработают на Беглова, несмотря на его заранее провозглашённый статус независимого кандидата. И хоть нам обещают этот барьер сделать более прозрачным — снизить число необходимых для регистрации подписей до пяти процентов от числа муниципалов, не факт, что формально оппозиционные депутаты войдут в окончательные списки кандидатов, как по тротуару Невского проспекта.
Из возможных громких имён речь идёт о кандидатке Партии Роста, популярном питерском политике с немалой федеральной известностью Оксане Дмитриевой и практически подтверждённом представителе компартии, режиссёре Владимире Бортко. Во всяком случае, в поддержку его кандидатуры уже официально высказалась региональная организация КПРФ.
Оксана Дмитриева заранее стала предупреждать своих сторонников, что ей могут не дать шанса пройти фильтр. Хотя эта тревога может как раз и выглядеть эдакой превентивной мерой: мол, снятие меня с грядущих выборов придаст всей кампании скандальный характер, сделает её итоги недостаточно легитимными.
Режиссёр Бортко, за спиной которого успешные экранизации Булгакова и Достоевского, в Питере очень популярен. Достаточно сказать, что при выборах в Госдуму по округу, в котором он баллотировался, единороссы не стали даже выставлять своего кандидата, поскольку в победе Бортко все были уверены заранее. Участие таких популярных персоналий в выборах, без сомнения, подняло бы к ним интерес. Тем более что как бы питерцы ни симпатизировали режиссёру, в его споре с хозяйственником они прагматично отдадут преимущество Беглову. Хотя сам творец самого важного из искусств уверен, что обладает достаточными навыками управления.
Есть ещё кандидаты, которые придали бы осеннему плебисциту живинку. Речь идёт о Ксении Собчак и журналисте Максиме Шевченко. Более того, уже звучали намёки на то, что партия власти не стала бы тормозить дочь первого и последнего городского мэра. Другое дело, что даже в ходе президентской кампании Собчак получила в родном городе чуть более четырёх процентов. И реноме её с тех пор отнюдь не укрепилось, благодаря адюльтерным скандалам. Тем более пока Партия перемен не объявляет о своём участии в губернаторских выборах в Питере в числе первоочередных осенних задач. В партийном приоритете пока выборы муниципальные.
Что касается Максима Шевченко, то в городе не забыли его грубого замечания с использованием ненормативной лексики в адрес жителей города на Неве, а если кто и забыл, так ему с удовольствием об этой эскападе напомнят. Свои кандидаты будут, надо полагать, и у ЛДПР, «Справедливой России», «Яблока». Но эти партии, судя по всему, сделают ставку на кандидатов локальной известности.
Так что можно настраиваться на забег из серии «Беглов, Бортко и все, все, все».