Протесты против расизма в США и Европе затронули памятники. На юге Соединённых Штатов началась массовая кампания за снос монументов, посвящённых деятелям Конфедерации. В Великобритании толпа протестующих самостоятельно снесла памятник работорговцу Эдварду Колстону, а в Бельгии активисты борются за демонтаж монументов короля Леопольда II. Втягивание безмолвных статуй в политику, хорошо знакомое России, становится общемировым трендом.
По следам массовых протестов власти городов на юге США анонсировали демонтаж памятников конфедератам. В Ричмонде, штат Вирджиния, протестующие сами снесли статую генерала армии Конфедерации Картера Викхама. Власти штата с ними солидарны: губернатор Ральф Нортхам объявил, что Ричмонд вскоре избавится и от статуи генерала Роберта Ли в городском парке. В городе Александрия по соседству уже снесли памятник солдату-конфедерату. Аналогичные планы существуют или уже были воплощены в Джорджии, Арканзасе, Флориде, Алабаме, Теннесси, Северной Каролине и Техасе. В некоторых штатах также объявили о том, что переименуют улицы и общественные здания, которые до сих пор носят имена деятелей армии южан. Морским пехотинцам США отныне будет запрещено демонстрировать флаг Конфедерации.
Кампания за пересмотр наследия Гражданской войны идёт в США давно. Наиболее примечательный её эпизод — столкновения ультраправых активистов и антифашистов в Шарлоттсвилле в 2017 году. Это событие было спровоцировано планами властей снести памятник генералу Ли и вызвало широкий общественный резонанс. Противники такого шага считали военачальника неотъемлемой частью истории штата Вирджиния и американского Юга в целом, несмотря на то что он боролся за сохранение рабства. Тем не менее противников монументов конфедератам в США с каждым годом становится всё больше, и кампания по их сносу продолжилась даже после инцидента в Шарлоттсвилле. Смерть афроамериканца Джорджа Флойда лишь ускорила этот процесс.
Но если в США пересмотр исторического наследия работорговли идёт уже несколько лет, то в Европе он только начинается. Причём с места в карьер, а точнее — в воду. Активисты в британском Бристоле в ночь на 7 июня поставили точку в дискуссии о демонтаже памятника работорговцу и меценату Эдварду Колстону. Они собственноручно сняли его с постамента и сбросили в близлежащую гавань.
Колстон жил в XVIII веке и внёс большой вклад в процветание Бристоля — множество общественных зданий до сих пор носят его имя как человека, финансировавшего их строительство. Проблема в том, что купец нажил своё состояние на торговле африканскими рабами. До сих пор городские власти не могли решить, что делать с наследием Колстона, поэтому толпа протестующих сделала выбор за них. Примечательно, что в ходе демонстраций в Великобритании пострадал даже памятник премьер-министру Уинстону Черчиллю, по поводу фигуры которого в стране ведётся гораздо меньше споров, — на его постаменте написали «был расистом».
Митингующие в Бельгии тем временем оскверняют памятники королю Леопольду II и требуют их демонтировать. Дело в том, что именно Леопольд положил начало колонизации Конго в конце XIX века, причём в обход решения бельгийского парламента. Бельгийское Конго вошло в историю как один из самых жестоких колониальных режимов. Коммерческие компании, работавшие там, устанавливали почти невыполнимые квоты на добычу каучука для местных жителей, обращённых в рабство. Невыполнение нормы каралось смертью, которая иногда заменялась на отрубание кистей рук. Жертвами казней, болезней и голода во время колониального правления в Конго, по разным оценкам, стали от 2 млн до 13 млн человек. Впрочем, до сих пор в Бельгии не считали это достаточным поводом для сноса статуй короля Леопольда II.
Однако в последние годы памятники всё чаще становятся элементом политики. С этим хорошо знакома Россия, которая годами протестует против демонтажа советских монументов Ленину и военачальникам в странах бывшего соцлагеря. Однако нынешняя волна демонстраций, вероятно, только усилит этот тренд, который может перекинуться с памятников работорговцам на монументы всех спорных исторических фигур.