Продлить, чтобы похоронить: судьба СНВ-3 повисла в воздухе

США 22 января, 2021 / 13:37

Администрация нового президента США Джо Байдена подтвердила намерение продлить Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3) на пять лет. Одновременно она намерена начать переговоры о заключении новой версии соглашения, с дополнительными условиями. Против этих условий последовательно выступала Россия, настаивая на существовании договора в нынешнем виде.

Намерения администрации Байдена подтвердила пресс-секретарь Белого дома Джейн Псаки, отметив, что Вашингтон скоро презентует предложение о продлении СНВ-3 российской стороне. Ранее Сергей Лавров заявлял, что российская позиция хорошо известна в США — Москва предлагает пролонгировать соглашение без внесения в него изменений, поэтому следующий шаг должен исходить от американской стороны. Срок действия договора истекает 5 февраля.

По данным The Washington Post, новый состав Белого дома уверен, что сохранение СНВ-3 выгодно Соединённым Штатам, так как даёт им доступ к механизмам проверки российского ядерного арсенала.

Фото: mil.ru

СНВ-3 явно отвечает интересам национальной безопасности Соединённых Штатов и приобретает ещё больший смысл, учитывая враждебные отношения с Россией, — отметил представитель Белого дома в разговоре с Washington Post.

Однако в формулировках президентской администрации звучат и намёки на то, что продление договора может быть лишь пятилетней отсрочкой на пути к его неизбежному краху. В Вашингтоне подчёркивают, что это время должно быть использовано для разработки нового договора, который будет включать Китай.

Мы считаем, что для Китая абсолютно необходимо взять на себя ответственность, быть более прозрачными и ограничить свой ядерный арсенал, — поясняют в Белом доме.

Предыдущая переговорная команда США по контролю над вооружениями под началом Маршалла Биллингсли настаивала на включении в новый документ тактического ядерного оружия. Не исключено, что в той или иной форме подобные установки перекочуют в новую администрацию, хотя именно из-за несоразмерных требований Вашингтона переговоры застопорились.

Фото: mil.ru

Так что, хотя многие в Москве и Вашингтоне вздохнули с облегчением, узнав, что Джо Байден намерен продлевать СНВ-3, переговоры о новом договоре отнюдь не обречены на успех. Такое мнение в разговоре с NEWS.ru высказал генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

Новая модель контроля вооружений, конечно, должна существенно отличаться от того, что было до того. Ясно, что договора СНВ-4 уже не будет. Этот формат себя исчерпал. Во-первых, он учитывает только количественные параметры, то есть это учёт боеголовок и средств доставки. А новая гонка вооружений — это, прежде всего, качественные параметры: космос, киберпространство, средства обезоруживающего удара, точность и так далее. Мы должны найти какую-то формулу, которая включала бы в себя ограничения на наиболее дестабилизирующие военные технологии. Во-вторых, встаёт вопрос оформления. Следующие соглашения должны будут проходить через болезненные, иногда очень длительные процедуры ратификации в законодательных органах. И очень трудно себе вообразить, что американский конгресс ратифицирует какое-либо соглашение с Россией.

Андрей Кортунов гендиректор Российского совета по международным делам

Андрей Кортунов также добавил, что следующий договор об ограничении ядерных вооружений должен быть многосторонним, то есть учитывать арсеналы не только России и США, но и других ядерных держав.

Это тоже вызов, потому что никто сейчас не может сказать, что такое многостороннее ядерное сдерживание, — пояснил эксперт. — Так что пять лет, может быть, кажутся сроком протяжённым, но на самом деле времени очень мало.

Одновременно с продлением СНВ-3 Байден поручил директору Национальной разведки расследовать российское вмешательство в выборы 2020 года, отравление Алексея Навального и предполагаемые сделки с афганскими талибами (организация «Талибан» запрещена в РФ), а также представить варианты ответных мер. Таким образом, администрация Джо Байдена — одна из немногих в США, которая с самого начала заняла враждебную позицию по отношению к России, и это создаёт дополнительный негативный фон для переговоров.