Президент Дональд Трамп назначит на пост посла США в Москве Джона Салливана, который в настоящее время занимает должность заместителя госсекретаря. О том, что американский лидер рассматривает подобный вариант, сообщалось и ранее. Салливана не считают авторитетным специалистом по России, хотя он отвечал за некоторые каналы коммуникации с Москвой. За время дипломатической работы Салливан «отметился» конъюнктурно-жёсткими высказываниями о российской внешней политике и зарекомендовал себя как защитник идеи «ядерной» модернизации.
О том, что американский лидер выбрал Салливана, сообщило издание Wall Street Journal со ссылкой на свои источники. По его данным, российское дипломатическое ведомство уже дало согласие на работу назначенца. Трамп принял решение о номинации неделю спустя после того, как бывший посол Соединённых Штатов Джон Хантсман вернулся в родной штат Юта, чтобы, как ожидается, принять участие в гонке за пост губернатора. Издание обращает внимание: выбор сделан на фоне опасений, что отсутствие утверждённого посла в Москве может ослабить американские позиции. Следует отметить, что Салливан исполнял обязанности секретаря после ухода с этой должности Рекса Тиллерсона. Что касается поста заместителя госсекретаря, который занимал Салливан, ожидается, что Белый дом в короткие сроки заполнит эту вакансию.
Наблюдатели расходятся в мнении о том, есть ли у Салливана релевантный опыт. Безусловно, он работал в правительстве. Занимал должность генерального юрисконсульта и заместителя главы Министерства торговли в администрации Джорджа Буша-младшего. Он был утверждён на свой нынешний пост в мае 2017 года с огромным перевесом в Сенате. Однако его не считают специалистом по России. В частности, об этом российским СМИ говорил бывший координатор санкционной политики Госдепа Дэниел Фрид. Хотя Салливан был вовлечён в некоторые досье, связанные с Россией. В частности, он занимался каналами коммуникации, связанными с противодействием терроризму и стратегической стабильностью. Нынешние и бывшие представители администрации заявили, что Салливан сыграл ключевую роль в высылке российских дипломатов после прогремевшего в 2018 году дела Скрипалей.
Интересны и высказывания Салливана о России. В 2017 году во время слушаний по утверждению его на пост заместителя госсекретаря он пообещал занять жёсткую позицию в отношении Кремля, призвав к «решительному» ответу на «вторжение России в нашу демократию».
Вмешательство в наши политические процессы просто недопустимо, — отметил тогда Салливан. — Это серьёзная угроза нашему образу жизни, и мы должны реагировать как можно более энергично, используя все имеющиеся в нашем распоряжении средства.
Кроме того, он акцентировал внимание на важности укрепления кибербезопасности, назвав дело о «вмешательстве» России в американские выборы 2016 года результатом «провальной политики» в этой сфере со стороны федерального правительства.
На Мюнхенской конференции по безопасности в 2018 году Салливан заявил, что американцам необходима модернизация ядерной триады, чтобы не отстать от РФ и Китая. Правда, тогда американский дипломат отмечал, что это необходимо в интересах сдерживания — чтобы оружие «никогда не пришлось применять».
В этом суть, а не в том, что мы будем его использовать. Наша доктрина направлена не на то, чтобы способствовать эскалации или деэскалации, — заверил Салливан.
Дипломат отмечал, что американская сторона не собирается представлять новые виды вооружений — она собирается реализовывать Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). Если Америке не удастся модернизировать свою ядерную триаду, говорил Салливан, то у неё будут «системы, которые устарели на десятки лет, у которых давно вышел срок годности». В случае отсутствия надёжного сдерживания у Америки угроза возникновения ядерной войны будет куда больше, чем в той ситуации, когда в её руках есть модернизированные системы, выражал убеждение дипломат.
Каких бы взглядов ни придерживался новый посол США, ему будет невероятно тяжело работать в условиях, когда администрация нынешнего президента США демонстративно отказывается от привычной политической и дипломатической практики. Проверкой на прочность станут и пристальные взгляды американских законодателей к любым контактам с «русскими».