Неизвестная постановка Олега Меньшикова

Театр 08 июня, 2019 / 08:30

Спектакль по комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» ученик 9-го класса средней школы № 866 в Москворечье (на Каширском шоссе, теперь там находится колледж) Олег Меньшиков придумал в качестве подарка ученикам двух выпускных 10-х классов. Сам он решил сыграть Чацкого — стихотворные реплики этого яркого персонажа юный Олег до этого мог читать взахлёб на уроках, переменах, в столовой, неизменно собирая вокруг себя восхищённую аудиторию из школьниц и педагогов. Никто не догадывался, что парень готовится к дерзкому проекту, репетирует, вживается в образ. И когда он предложил одноклассникам поучаствовать в его затее, все дружной толпой повалили в учительскую спрашивать разрешения на постановку.

Олега педсовет поддержал. Ему вообще было трудно отказать — настолько он был одержимым и убедительным в своих творческих изысканиях, учась при этом в классе с физико-математическим уклоном. Класс был в определённой степени необычным. В тот 9 «Б» собрали только отличников и хорошистов, это был эксперимент в рамках среднего образования советского периода. Меньшикову, явно гуманитарию, ставили, закрыв глаза, четвёрки по алгебре и физике, потому как Пушкина, Маяковского, Горького на уроках литературы он читал на 10 баллов. «Евгения Онегина» — всего наизусть, по ролям — учитель литературы не могла прервать. Олег выступал на протяжении всего урока, одноклассники знали: если в расписание «лит-ра», значит, можно расслабиться и ничего не учить. Учить наизусть пришлось Грибоедова. Для настоящего спектакля Олег умудрился взять напрокат театральные костюмы. Его герой — Александр Андреевич Чацкий — в жабо был сногсшибательным, девочка, играющая Софью, путалась в кринолинах, казалось, она сейчас умрёт от настоящей любви к своему партнёру. Олег пустил в ход весь свой природный дар лицедейства — пианино в актовом зале оказалось тем самым роялем в кустах, на котором Чацкий музицировал.

Костик из «Покровских ворот» — это стопроцентная копия Меньшикова школьного периода, в этом фильме, сделавшем его известным, Олег, по сути, сыграл самого себя — та же пластика, та же манера «брынькать» на форпепиано, тот же гротеск. Молодой друг Алисы из «Полётов во сне и наяву», выделывающий замысловатые коленца под окнами девушки, — это тоже вариации на тему Меньшикова из 1976 года. Тогда он частенько буквально вплывал в класс на полусогнутых ногах с небольшим опозданием, бросал улыбчивый и обезоруживающий взгляд на учителя — гневаться было на этого клоуна (и такая роль была у Меньшикова — «Мой любимый клоун») невозможно. Все в школе видели в Меньшикове только актёра. Но он до последнего скрывал, что пойдёт поступать в театральное училище. Вряд ли парень сомневался в своих театральных способностях, возможно, это была очередная игра Олега, репетиция будущего какого-то спектакля.

Через много лет в Театре имени Ермоловой, уже будучи его художественным руководителем, народный артист России Олег Евгеньевич Меньшиков сделал спектакль-воспоминание — «Оркестр мечты. Медь». Солирует в проекте, как обычно, он, остальные — на подпевках, точнее, «дудках».

Но Меньшикову явно тесно в рамках духового оркестра, не пора ли продирижировать полноценным, симфоническим? После «Гамлета» не замахнуться ли Меньшикову, например, на Фальстафа (юморной старик из «Виндзорских проказниц» того же Шекспира очень близок по духу самому актёру)? Отчасти может смущать, что этот герой уже вдохновил самого Марка Захарова на постановку в «Ленкоме» «Фальстафа и принца Уэльского». Ну а если Меньшикову взяться за оперный спектакль вердиевского «Фальстафа», попробовать себя в новом качестве режиссёра проекта с классической музыкой? С учётом того, что оперная режиссура сейчас превратилась фактически в проходной двор — ставят кто попало, как попало и что попало, сделать что-то непреходящее, интересное — это очень амбициозная задача, что Меньшиков любит делать с младых лет.