Не для всех. Почему «Поэтический танец» из КНР разочаровал театралов РФ?

Театр 26 мая, 2025 / 14:20

На днях в Москве стартовал XVII Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова. Событие открылось пластической постановкой Группы восточных исполнительских искусств из Китая под названием «Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа». Обозреватель NEWS.ru посмотрел на «оживший свиток» и лично узнал у иностранных артистов секреты создания спектакля.

Какая картина легла в основу «Поэтического танца»

«Поэтический танец» лишен линейного повествования. Это особое зрелище, созданное по мотивам шедевральной китайской картины — уникального 11-метрового свитка «Панорама рек и гор» Ван Симэна, художника времен династии Сун.

Он был единственным живописцем в истории китайских изобразительных искусств, который прославился всего одним произведением. Симэн закончил пейзаж, когда ему было 18 лет, после этого о мастере больше никто ничего не слышал. Работа над свитком у него заняла всего полгода. Сегодня «Панорама рек и гор» считается жемчужиной национальной живописи и хранится в Запретном городе в Пекине.

О чем «Поэтический танец»

Постановка не только демонстрирует красоту пейзажа, оживляя горы и реки, наполняя воздухом хрупкий свиток, но и рассказывает несколько историй о культурном наследии Китая.

Сначала артисты кажутся частью картины, затем напоминают монахов или странников, идущих сквозь века, позже принимают образы стихий. Их движения подчеркнуто медленные, текучие, в духе боевого искусства тай-чи или авангардного танца буто, но с акцентом на внутренний импульс.

Танцовщики словно оживляют штрихи изображения. Их мягкие, текучие, иногда едва уловимые движения напоминают струящийся туман, шелест листвы, колебание воды. А в другой момент — напротив, уверенные и резкие, как угол отвесной скалы или росчерк мастера каллиграфии.

«Мы многое взяли из традиционного китайского танца, но добавили элементы современной хореографии. В спектакле есть много эпизодов, рассказывающих о наших обычаях. Например, как создается кисть и как делают чернила», — рассказал NEWS.ru исполнитель главной роли Чжан Хань.

Чем впечатлил «Поэтический танец»

Декорации в спектакле — это пространство превращения. Актеры танцуют на фоне огромного экрана, имитирующего свиток. На него проецируют то горные вершины, то долины, то водопады, над которыми плывет туман. В сочетании с пластикой исполнителей создается ощущение, что сам воздух становится влажным.

Пол сцены покрыт полупрозрачной тканью, благодаря чему получается эффект отражения и артисты словно плывут по водной глади. Визуальный ряд дополняет тонкая звуковая партитура: шелест шелка, плеск воды, редкие звуки флейты или цимбал, а также традиционные китайские мотивы. Музыка подчеркивает тональность момента.

Костюмы — еще один язык постановки. Они выполнены из натурального шелка, льна и хлопка. Длинные рукава и юбки свободного кроя будто бы продолжают жесты исполнителей.

Особое внимание в спектакле уделено цвету. По словам руководителя проекта Цзин Сяоюна, в китайском языке есть специальный иероглиф, обозначающий сине-зеленый оттенок. Этот символ присутствует в оригинальном названии спектакля, но его невозможно перевести на русский язык.

«Этот цвет добывался из специального минерала. Он сочетает в себе как синие, так и зеленые оттенки. В нашем языке этот иероглиф — синь — означает „горные пейзажи“», — сказал Сяоюн.

Почему «Поэтический танец» понравится не всем

По задумке авторов, зритель должен настроиться на нужную эмоциональную волну и попытаться уловить мировоззрение китайского народа, ощутить красоту 1000-летнего свитка через пластику танцоров, визуальный ряд и национальную музыку.

«Поэтический танец» — это путешествие по внутреннему пейзажу человека. За буквальным оживлением свитка кроется глубокий посыл к каждому из публики. За два часа актеры вводят собравшихся в состояние транса, заставляют их открыться самим себе.

Это созерцательное переживание похоже на прогулку по японскому саду или чтение старинных хайку. Оно требует от присутствующих состояния внутренней тишины, способности воспринимать не только действия, но и паузы между ними.

Разумеется, не все в зале оказались готовы к такому формату. Некоторые хотели динамики сюжета, понятной драматургии и, не дождавшись этого, покидали Кремлевский дворец.

Создатели спектакля предвидели такую реакцию и открыто заявляли, что их «Поэтический танец» понравится не всем.

Читайте также:

Куда сходить в Москве в выходные, 24–25 мая: мороженое, бесплатные выставки

Слезы Волочковой, цветы от Путина: как прошло прощание с Юрием Григоровичем

«Эту войну не мы начинали»: Никоненко о США, СВО, Михалкове и Кончаловском