Построенное ровно 150 лет назад (в 1869-м) здание, вызывающее сейчас восхищение своим внешним совершенством, сразу же после открытия современники стали критиковать нещадно. Богатая публика впадала в гнев прямо с порога театра — вход и проезжую часть разделяли всего три ступеньки. В слякотную погоду к подолам роскошных нарядов обязательно налипала грязь, да и места для демонстрации дорогущих костюмов и украшений практически не было.
Самое скверное для авторов проекта, что в хоре недовольных солировал сам император Франц Иосиф. Его нелестный отзыв от Staatsoper имел трагические последствия для архитекторов этого дворца музыки — один из них, не выдержав стыда, покончил жизнь самоубийством, а второй довёл себя до инфаркта. Однако всё меняется. И то, что было недостатком в XIX веке, стало достоинством в XX и XXI.
Венская опера превратилась в самый демократичный храм культуры, куда можно пойти без бриллиантов и вечерних туалетов. Вот как шёл по улице в футболке и джинсах — в этом же наряде, проделав буквально три шага от проезжей части, — преодолев три ступени, — оказаться в самой Опере.
Практически полностью разрушенное во время Второй мировой войны здание Венской оперы восстановили с филигранной точностью — входную группу не стали расширять да и некуда — кругом проезжая часть, никаких ковровых дорожек, как в Каннах, и скверов, как перед Большим театром в Москве, не разместить, наоборот, расширили трамвайную сеть — они теперь подвозят сюда пачками туристов со всего мира в самых замысловатых одеяниях, многие из которых ранее вообще никогда не были в настоящей опере. Но коль попали в Вену, то как же не посетить главный культурный символ Австрии за практически символические деньги — 10–15 евро. Можно сэкономить наполовину — купить стоячие билеты за 3–5 евро.
Внутреннее убранство восхитительное. Скульптуры, картины, люстры — веет стариной. В районе буфета пахнет великолепным венским кофе. Но если двинуться в зал, то в нос ударяет... цветочный запах. Одно из чудеснейших впечатлений от Венской оперы — это живые цветы вдоль всей сцены. Каждый день разные, вне зависимости от того, завяли они или нет. Увидели пурпурные розы — ждите вечером на 99 процентов «Кармен» Бизе. Если камелии — без вариантов «Дама с камелиями» в музыкальной версии — «Травиата» Верди. Горький запах от яичного цвета хризантем накануне Рождества и Нового года хочется вдыхать и даже пробовать на вкус.
И если вас вдруг спросят, с чем едят классическую оперу, — с апельсинами и мандаринами.