В Сазерлендe полетят ракеты

Технологии/гаджеты 16 июля, 2018 / 17:30

Заболоченный участок земли на северном побережье Шотландии, вероятно, станет первым космодромом Великобритании. Полуостров Амхойн в графстве Сазерленд был выбран в качестве наиболее подходящего места для строительства нового космодрома. Его планируется использовать для запуска на орбиту небольших спутников, в задачи которых входит наблюдение за земной поверхностью и сбор данных.

Британское космическое агентство (UK Space Agency; сокращенно — UKSA) заявило, что Сазерленд — лучшее место в Великобритании для достижения космических орбит ракетами с вертикальным запуском, сообщает BBC. Будущий космодром будет также идеально расположен с точки зрения безопасности сотрудников и обычных людей — населённых пунктов рядом с будущим космодромом фактически нет.

«Ракеты — это эффективно контролируемые взрывы, очень хорошо контролируемые», — сказал Малкольм МакДональд, профессор аэрокосмической техники в университете Стратклайда. — Но, к сожалению, если что-то идёт не так, то ракеты взрываются, и когда это происходит, то нельзя, чтобы в этом районе были люди. В Сазерленде есть естественная зона отчуждения — это около четырех километров от места, где будет расположена площадка».

Иван Моисеев, руководитель Института космической политики, указал в эксклюзивном комментарии для NEWS.ru, что недалеко от места предполагаемого возведения первого в Британии космодрома размещён ядерный полигон. Именно этим объясняется выбор локации.

Денег не жалко

Шотландское предприятие Highlands and Islands Enterprise (HIE) получит £2.5 млн ($3,3 млн) от правительства Великобритании для разработки космодрома, который должен быть запущен к началу 2020-х годов. В рамках проекта HIE будет тесно сотрудничать с американским аэрокосмическим гигантом Lockheed Martin, сообщает BBC.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/NASA

В задачи Lockheed Martin входит создание двух пусковых площадок в Сазерленде с применением «инновационны технологий». На поддержание проекта UKSA выделило два гранта на общую сумму £23,5 мл ($31 млн). В общей сложности реализация проекта потребует от Лондона £33,5 млн ($44,3 млн). «Международный космический сектор растет, и мы хотим, чтобы регион был готов пожинать экономические выгоды, которые будут получены от этой фантастической возможности», — сообщила главный исполнительный директор HIE Шарлотта Райт.

UKSA оценило рынок космических полетов для Великобритании в рамках ближайшего десятилетия в 3,8 млрд фунтов стерлингов. Собственные старты ракет-носителей позволят сэкономить изрядные деньги. Как рассказал Моисеев, запуск одной тяжёлой ракеты-носителя обходится в среднем в $75 млн. Для запуска небольших ракет средств нужно ещё меньше. Для сравнения — по данным United Launch Alliance, которая отправляет спутники на орбиту на борту ракет Atlas V, перевозка 4,75 метрических тонн стоит $164 млн.

Таким образом, доверить перевоз спутников "чужой" ракете-носителю более чем в два раза дороже, чем запуск собственной ракеты. Помимо экономии непосредственно на запусках, решение разместить космодром в Сазерленде станет реальным стимулом для рынка труда в регионе, считают британцы, указывая также на то, что будущий космодром может стать туристической достопримечательностью «на долгие годы вперед».

Экология освоения космоса

Запуски ракет в Сазерленде будут экологичными. Правительство Великобритании заявило, что £ 5,5 млн для создания инновационной ракеты было присуждено британской Orbex. Ракета станет доставлять на орбиту Земли небольшие спутники, используя при этом один из видов возобновляемого топлива — биопропан. Новшество позволит сократить выбросы углекислого газа на 90% по сравнению с углеводородным топливом.

Биопропан был изобретен в 2015 году, о чем сообщалось в журнале Biotechnology for Biofuels. В финансировании исследования принимали участие Евросоюз, Манчестерский институт биотехнологии, Университет Турку (Финляндия) и Королевский колледж в Лондоне. О производстве промышленных объёмов биопропана заявлял завод Neste в Роттердаме.

В России также идёт поиск новых видов топлива для запусков ракет, в том числе и более экологичных. Ставка сделана, главным образом, на семейство метановых жидкостных ракетных двигателей на топливной паре «сжиженный метан + жидкий кислород». РКЦ «Прогресс» предлагал создать ракету «Союз-5», летающую на сжиженном природном газе, а Роскосмос выделил 809 млн руб. конструкторскому бюро химавтоматики на доводку метанового ракетного двигателя, сообщало агентство ТАСС в феврале 2017 года.

Год спустя «Интерфакс» написал о применении нового топлива для ракет «Союз» — нафтила. Нафтил должен был прийти на смену керосину на космодроме «Восточный» уже в 2020 году.

В Сазерленде обоснуется Electron

Правительство Великобритании уже десять лет вынашивает идею отечественных космодромов и даже обновило под это дело своё законодательство. По мнению Лондона, это простимулирует и без того динамичный сектор производства малых спутников — область, в которой британцы считают себя пионерами. Компании Surrey Satellite Technology Limited и AAC Clyde Space, разрабатывающие спутники, уже видят себя буквально на гребне новой волны.

Фото: Surrey Satellite Technology Limitedsstl.co.uk/media-hub/photos

Малые спутники производятся для наблюдения за погодой, для ретрансляции сообщений и наблюдением за активностью планеты. Как правило, они работают на орбитах полярного типа, то есть облетают землю на расстоянии несколько сотен километров вверх, проходя над Арктикой и Антарктикой.

Для запуска подобных спутников участвующая в проекте компания Lockheed Martin использует ракету Electron. Её уже использовали в Новой Зеландии, и в недалёком будущем станут эксплуатировать в Шотландии. При этом ставка делается на местное производство частей Electron — по крайней мере верхняя ступень новой ракеты разрабатывается и будет построена в штаб-квартире Lockheed Martin в Великобритании, в городе Амптхилл.

«Для очень маленьких спутников»

Руководитель агентства Грэм Тернок предполагает, что строительство нового космодрома в Шотландии станет новой эрой в освоении околоземного пространства. «Мы хотим стать первым космодромом в мире, который предложит запуск очень маленьким спутникам», — сказал он.

В мире существует квалификация малых космических спутников, построенная на их весе. Согласно этой квалификации все спутники поделены на Mini с весом 1000–500 кг, Small 500–100 кг, Micro 100–10 кг, Nano 10–1 кг и Pico 1–0 кг.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Reporters

«Рынок спутников весом до 100 кг, и особенно до 10 кг, в настоящее время растёт массово, но никто на самом деле не предоставляет специальных условий для их запуска, — считает Грэм Тернок. — Строительство специализированного космодрома в Шотландии даст Великобритании более сильные позиции в области коммерциализации таких запусков».

Иван Моисеев отметил, что идёт «вспышка» запусков малых спутников, и по этой причине многие компании занялись разработкой небольших ракет-носителей, а англичане — строительством космодрома. Эксперт также указывает на то, что хотя прямой связи с Brexit возведение собственной площадки для запуска ракет-носителей не имеет, но косвенно разрыв с Евросоюзом на решении британского правительства, несомненно, отразился. «Англии придется многое пересматривать, в том числе и её политику в отношении освоения космических орбит», — добавил глава Института космической политики.

Новый космодром в Шотландии пополнит не слишком большое семейство площадок для запуска космических ракет, о котором ранее подробно рассказывал News.ru.