Учёные из Казанского национального исследовательского технического университета им. Туполева (КАИ) спроектировали стратолёт — сверхзвуковой аппарат для полётов между континентами в стратосфере. Данная машина значительно отличается от зарубежных аналогов. Она будет иметь увеличенную полезную загрузку и ей потребуется меньше времени для взлёта, следует из документа, опубликованного на сайте Роспатента.
Летательный аппарат будет состоять из фюзеляжа с крыльями, нескольких управляющих поверхностей, ракетного двигателя или воздушно-ракетного двигателя на кислороде, а также разгонного блока.
По словам разработчиков, данные технические решения позволят создать машину, которая превзойдёт аналогичные аппараты зарубежных конкурентов по таким параметрам, как увеличенная полезная нагрузка и уменьшенное время взлёта. По мнению специалистов, максимально близким иностранным аналогом российской разработки является проект британского многоразового беспилотного космолёта Skylon компании Reaction Engines Limited. По расчётам конструкторов, он поднимется в воздух в середине 2020-х годов.
В числе изъянов британской машины — низкая экономичность комбинированного двигателя при полётах на разных скоростях, а также избыточная масса из-за увеличенных крыльев аппарата, стартующего с горизонтального разбега. Кроме того, космолёт будет тратить много времени на разгон и отрыв от взлётно-посадочной полосы.
Российский стратолёт, по мнению учёных, удастся избавить от этих недостатков благодаря двухступенчатому принципу полёта. Будет уменьшена заправочная масса топлива последней ступени, полезная нагрузка будет увеличена. Благодаря овальной форме крыла будет обеспечен больший угол атаки, что придаст машине дополнительную подъёмную силу. Это сократит время взлёта.
Возможностью применения космических кораблей для полётов на Земле интересуется компания Илона Маска SpaceX. Она разрабатывает ракету BFR (Big Falcon Rocket), которая должна использоваться как для полётов на Марс, так и для скоростных перелётов из одной точки в другую. По словам Маска, путешествие до большей части мест на планете будет продолжаться менее 30 минут, а билет будет стоить, как в самолёт экономкласса.
Ранее стало известно, что суборбитальный корабль для полётов космических туристов и высотных прыжков с парашютом запатентовала ракетно-космическая корпорация «Энергия», входящая в Роскосмос. Как сообщают разработчики, максимальная скорость корабля при снижении не превысит 1 километра в секунду, поэтому тепловые нагрузки, ощущаемые участниками полёта, будут незначительными.