Ту-160 уходит на «гражданку»

Технологии/гаджеты 26 января, 2018 / 17:25

Гражданская версия сверхзвукового самолёта на базе стратегического бомбардировщика Ту-160, создать которую предложил президент Владимир Путин, может стать штучным бизнес-джетом для состоятельных иностранцев, написал «Коммерсантъ». По мнению источника издания, стоимость такого самолёта может составить 140–150 млн евро.

Отмечается, что иностранные заказчики с середины 2000-х интересовались созданием гражданских версий Ту-160 и Ту-22, а после решения возродить на Казанском авиастроительном заводе (КАЗ) выпуск Ту-160 в 2015 году ОАК и «Рособоронэкспорт» даже получали письма от потенциальных покупателей. Так, заместитель гендиректора «Туполева» Валерий Солозобов называл в их числе арабского шейха, миллионера из Австралии и «далеко не бедного жителя Греции». В ноябре 2017 года он уточнял, что их пожелания не сбудутся, поскольку дешевле было бы создать с нуля пассажирский самолёт, чем переделывать Ту-160.

Другой собеседник издания в авиапроме указывает на разительные отличия гражданской и военной версий Ту-160: предстоит снять всё вооружение, убрать бомболюк, частично изменить авионику, систему управления и даже форму крыла. Это связано с тем, что к иностранным заказчикам не должны уйти компоненты, подпадающие под секретность.

Фото: ТАСС/Марина ЛысцеваКитайская лицензионная копия советского реактивного бомбардировщика Ту-16

Отметим, что отечественная история авиастроения знает случаи «превращения» бомбардировщиков в гражданские самолёты: реактивный «бомбер» Ту-16 был переделан в авиалайнер Ту-104, а стратегический бомбардировщик Ту-95 с турбовинтовыми двигателями, который до сих пор в модернизированном варианте стоит на вооружении ВКС России, — в дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-114. Оба лайнера летали, однако первый довольно быстро устарел морально, поскольку через несколько лет начали появляться гражданские самолёты второго поколения с экономичными турбовентиляторными двигателями. Второй летал намного дольше, но, как отмечают специалисты, имел высокий уровень вибраций и шума, причём не только от двигателей и винтов, но и от самой радиоэлектронной спецаппаратуры, что практически не давало отдохнуть свободной смене. За шумность самолёт получил прозвище «Змей Горыныч».

Фото: Global Look Press/dpa/Sebastian KahnertСамолёты Concorde и Ту-144

Пассажирские самолёты Concorde и советский Ту-144 большую часть полёта совершали на сверхзвуковой скорости, но из-за большого потребления топлива и дороговизны обслуживания эксплуатацию сверхзвуковых авиалайнеров сложно сделать прибыльной. К примеру, Air France и British Airways отказались от Concorde не только из-за спада пассажиропотока, вызванного терактами в США 11 сентября 2001 года, а в первую очередь из-за роста затрат на поддержание самолётов в лётной готовности и отсутствия перспектив по их модернизации.

В случае с Ту-160 «Белый лебедь» всё сложнее. Как отмечает русская служба Би-би-си, самолёт большую часть полёта летит на скорости ниже скорости звука, поскольку на сверхзвуке двигатели ракетоносца сжигают большое количество топлива. Кроме того, отклоняющиеся крылья при переходе на сверхзвук и вообще схема самолёта с укреплённой конструкцией центральной части затрудняют, а то и вовсе исключают размещение в самолёте пассажиров.

Андрей Фролов, научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений», специально для News.ru:

Фото: facebook.com/andrei.frolov
С одной стороны, предложение о гражданской версии Ту-160 увязывается с разговорами о повышении доли гражданской продукции в связи со снижением затрат на новую государственную программу вооружений. С другой, создавать такой самолёт имеет смысл тогда, когда есть гарантированные деньги на проведение проектирования, подготовку производства и закупку. Грубо говоря, работы над ним кто-то должен хорошо проспонсировать, но в случае с Ту-160 это слишком затратное дело, поскольку речь идёт фактически о новом самолёте. Кроме того, обладатель такого лайнера должен быть потенциально готов к гигантским тратам на его содержание и большой стоимости часа полёта. Скажем, с точки зрения науки и промышленности самолёты Ту-144 и Concorde были необходимы, но рынок, в конце концов, всё расставил на свои места.

Понятно также, что не каждый аэродром сможет принять лайнер на базе Ту-160 — он не сможет сесть на полосу бизнес-джетов, а должен будет запрашивать длинные ВПП в больших аэропортах. Тем более уникальный самолёт полностью зависит от производителя — его доброй воли и расторопности.

На мой взгляд, единственный вариант, когда гражданская версия стратега имеет смысл, — это сделать его платформой или конвертируемым вариантом не только для перевозки пассажиров, но и для запуска в космос лёгких ракет-носителей — для оптимизации вывода полезной нагрузки (иностранных или отечественных спутников) в космос и оперативного наращивания спутниковой группировки в военных целях. Как известно, именно на базе Ту-160 в своё время разрабатывался авиационно-космический комплекс «Бурлак», который тогда не получил развития.