Высокая аварийность, характерная для современной российской ракетно-космической отрасли, привела к проблемам со страхованием запусков. Недавний неудачный пуск «Союза» стал последней каплей, переполнившей чашу терпения страховщиков, которые не хотят рисковать и нести убытки в случае аварий. Возможно, полагают эксперты, теперь государство вернётся к разумной практике страхования пусков из бюджета и без посредников. Это поможет сэкономить государственные средства и лишит чиновников возможности заниматься «распилом».
Роскосмос не может найти компании, желающие застраховать старты ракет «Союз-2.1б» и «Союз-ФГ», рассказал 24 октября РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли. «Страхование ракеты-носителя от аварий — это добровольное страхование, но страхование гражданской ответственности перед третьими лицами при проведении пуска — обязательное. Учитывая, что конкурсы по страхованию пусков ракет „Союз-2.1б“ и „Союз-ФГ“ не состоялись, это ставит под вопрос их проведение», — отметил собеседник информагентства. По его словам, страховой рынок, предположительно, будет ждать решения госкомиссии по поводу аварии «Союза», которое должно быть озвучено 30 октября. После этого страховщики, изучив отчёт, примут решение, стоит ли дальше связываться с аварийной отраслью или нет. Пока на объявленный Роскосмосом тендер не откликнулась ни одна страховая компания, а запуск РН «Союз-2.1б» с навигационным космическим аппаратом «Глонасс-М» запланирован на 3 ноября. Страховая сумма, установленная Роскосмосом, составляет 2,1 млрд рублей.
Старт другого носителя с грузовым космическим кораблём «Прогресс МС-10» запланирован на 18 ноября. «До тех пор, пока страховой рынок не убедится в том, что причины аварии установлены и приняты все необходимые меры по недопущению впредь подобных аномалий, он либо будет воздерживаться от участия в страховании подобных проектов, либо, в крайнем случае, будет давать заградительные ставки по риску», — заявлял журналистам вице-президент «Ингосстраха» Александр Подчуфаров после первой аварии в истории пилотируемой космонавтики современной России, произошедшей 11 октября. Тогда РН «Союз-ФГ» не смогла доставить с космодрома Байконур на Международную космическую станцию корабль «Союз МС-10», на борту которого находились российский космонавт Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг. Благодаря сработавшей системе аварийного спасения корабля «Союз МС-10» экипаж остался жив.
Сообщалось, что комиссия по расследованию причин аварии определилась с возможными виновными в происшествии и сейчас разбирается с каждым конкретным допустившим ошибку сотрудником. В то же время, отмечали эксперты, произошедшее — показатель глубокого кризиса в российской ракетно-космической отрасли, одним из симптомов которого является существенно выросшая за последние годы аварийность. Основная вина в сложившейся ситуации, по мнению аналитиков, лежит на руководстве Роскосмоса, в том числе на главе госкорпорации Дмитрии Рогозине, а также на людях, курировавших отрасль в правительстве и не принимавших никаких мер по её оздоровлению.
С 2014 года объёмы рынка страхования космических рисков сократились вдвое. Причины — падение страховых тарифов, резкое сокращение количества запусков, выросшая аварийность и отсутствие масштабных дорогих проектов в ракетно-космической отрасли. В то же время на страхование космических аппаратов и ответственности при их запусках государство тратит около 600 млн рублей в год. Страховые компании давно терпят убытки, авария «Союза» была последней в долгой череде неудачных запусков, но она, видимо, переполнила чашу терпения страховщиков, отмечает News.ru научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев: «Не думаю, что решение государственной комиссии как-то повлияет на сложившуюся ситуацию. В отечественной космической отрасли за последние пять лет сформировалась неприятная статистика: минимум одна серьёзная авария в год, естественно, страховщики не хотят рисковать и терять деньги». Если ситуация нормальная, аварий не происходит, указывает эксперт, страховые компании, как правило, получают серьёзную прибыль. Бюджет теряет сумму страховки, а страховщики её приобретают.
Другое дело, продолжает Моисеев, что сама по себе ситуация, когда деньги на страхование государственных пусков выделяются частным страховым компаниям из бюджета, выглядит странно. «В США страхуют только коммерческие запуски. Государственные запуски страхуются только в РФ. Я думаю, логично будет при государственных запусках в качестве страховщика привлекать непосредственно государство. Это приведёт к экономии бюджетных средств». Сейчас, по мнению эксперта, получается, что деньги на страховку расходуются из бюджета в случае как удачных, так и неудачных запусков, и не исключено, что чиновники вместе со страховщиками занимаются банальным «распилом».