Илон Маск уже давно одержим мыслью о путешествии между двумя любыми точками на Земле менее чем за 30 минут. Миллиардер убеждён, что любая поездка между двумя городами не должна длиться больше, чем эпизод сериала «Теория Большого взрыва». Для претворения в жизнь своих планов изобретатель готов использовать собственные проекты, будь то Hyperloop (над землёй или под землёй) или даже ракета.
Разочарование миллиардера нынешними устаревшими методами перевозки вполне объяснимо. В течение почти столетия человечество стоит на месте с четырьмя видами путешествий (дорога, воздух, вода и железная дорога). Почему бы не думать глобальнее? Как раз таки в примитивном мышлении никто не может обвинить Илона Маска. В то время как многие достаточно скептически относятся к идее изобретателя объединить города с помощью суборбитальной ракеты, Маск вовсю совершенствует свои разработки.
На недавней конференции по космической отрасли миллиардер упомянул в конце своего выступления именно про ракету. Идея сводится к использованию будущей мега-ракеты SpaceX (под кодовым названием Big Fucking Rocket, или BFR для краткости), чтобы поднять огромный космический корабль на орбиту вокруг Земли. После полёта корабль должен будет приземлиться на плавающие посадочные площадки вблизи крупных городов. И новая ракета, и космический корабль в настоящее время являются лишь теоретическими рассуждениями и замыслами, хотя Маск и сказал, что надеется начать строительство ракеты в ближайшие шесть–девять месяцев.
В своём выступлении Илон Маск не очень-то много рассказывал об огромных рисках, с которыми столкнулись бы пассажиры на борту одной из этих ракет для быстрой поездки, например, из Шанхая в Париж или Дубай. SpaceX успешно высаживает свои ракеты Falcon 9 уже более года, но не обошлось ведь и без неудачных попыток, когда ракеты взрывались. Конечно, было больше успехов, чем неудач, но тем не менее нынешние гарантии и результаты тестов неприемлемы для любого коммерческого использования.
Остаётся открытым вопрос о том, готовы ли будут люди подвергать себя и своё тело такому риску и перегрузкам ради того, чтобы сократить несколько часов от привычных нам путешествий.
Немаловажная проблема с баллистической траекторией — это радиационное облучение в вакууме космоса. Разумеется, астронавты на Международной космической станции в значительной степени защищены от этого излучения благодаря магнитному полю Земли, которое отклоняет большую часть частиц глубокого космоса. Но безразличие к влиянию этих межзвёздных концепций на человеческие тела — в этом весь классический Маск.
— Фантазировать, конечно, можно. В своё время Циолковского тоже считали чудаковатым фантазёром, который придумывает какие-то межпланетные путешествия. Но, тем не менее, в итоге же начали выполнять полёты в космос.
Я к идее Илона Маска отношусь достаточно спокойно, но с точки зрения развития науки на сегодняшний день могу сказать вот что.
За 20–30 минут между континентами хорошо пролетает баллистическая ракета. Это именно полчаса. Такое 20–30-минутное путешествие ракеты сопряжено с очень большими перегрузками. Ни один человеческий организм таких перегрузок просто-напросто не выдержит, тем более по баллистической траектории тело будет разорвано на части.
Поэтому на сегодняшний день перелёты между континентами за полчаса — это просто НЕВОЗМОЖНО.
Что касается воздействия радиации: на Луну же слетали, пройдя через радиационные пояса. Действительно, явление радиационных поясов вокруг Земли существует, но они находятся очень высоко. Если речь идёт о какой-то баллистической траектории, то она не достигает радиационных поясов.
Говоря о радиации, важным параметром является ещё и время. Если мощные потоки ионизирующего излучения воздействуют достаточно долго — это большая доза, если короткий отрезок времени — это уже маленькая доза. Что касается получасового перелёта — в этом случае человек получит незначительную дозу радиации. На орбите же наши космонавты летают, выходят в открытый космос в скафандре. У скафандра, естественно, нет этой серьёзной защиты от ионизирующего излучения, но космонавты часами работают на орбите. Поэтому, перефразируя Марка Твена, можно сказать: страхи об этой радиации сильно преувеличены.
На сегодняшний день такая идея выглядит как некая фантазия. А летать с помощью реактивного двигателя, не выходя на большие высоты, не по баллистическим траекториям, а, скажем, по прямой — тем более будут высокие перегрузки. Очень просто посчитать, с каким ускорением надо будет лететь, чтобы взять и за полчаса пересечь Тихий океан. Ускорение должно быть настолько большим, что его величина должна быть равна несколько G (ускорений свободного падения). Человеческий организм этого не выдержит.
Повторюсь, на сегодняшний день идея Илона Маска — это красивая фантазия. Может быть, пройдут сотни лет и появятся совершенно другие технологии, о которых мы сейчас вообще не подозреваем, и можно будет перемещаться в пространстве и времени совсем не так, как мы это видим сейчас. Но это уже удел фантастов.
Ещё одним огромным препятствием является стоимость. Маск утверждал, что путешествия, выполняемые с помощью его ракет, будут такими же недорогими, как и коммерческие авиаперевозки. В это заявление особенно сложно поверить, учитывая недавнее исследование, проведённое ВВС США, которое показало, что многоразовые ракеты были хороши для около сотни полётов, в то время как коммерческие самолёты могли оставаться в эксплуатации до 10 000 полётов.
Хотя идея перелёта за 30 минут из Нью-Йорка в Шанхай стоимостью $10 000 звучит резонно, это не поможет миллиардеру продвигать свою концепцию как путешествие, доступное для всех. Вместо этого мы находимся в знакомой ситуации: Кремниевая долина предлагает революционную идею, которая, скорее всего, принесёт пользу богатым венчурным капиталистам, промышленникам-миллиардерам — и никому другому.
Это не новая идея, созданная Илоном Маском из воздуха. Эксперты по космосу, инженеры и правительственные эксперты размышляли над идеей коммерческого космического транспорта на протяжении десятилетий, идея продумывалась с тех пор, как сверхзвуковой самолёт Concorde был снят с эксплуатации в 2003 году.
В 2008 году Международный космический университет в Страсбурге (Франция) опубликовал отчёт, документирующий его оценку технологии Маска, когда ракета сможет перемещаться между двумя точками. Два года спустя Министерство транспорта США представило собственную оценку. В обоих документах описываются огромные технологические и финансовые проблемы, связанные с созданием коммерческой сети космических путешествий между городами.
Нам нужны визионеры, чтобы мотивировать нас как общество. Но подход Маска всегда был более фаталистичным, чем вдохновляющим. «В мире много проблем... и если у нас нет вещей, которые вдохновляют нас, то в чём смысл жизни?» — сказал в одном из своих выступлений Илон Маск.