С развитием Интернета немалой части родителей стало сложнее находить взаимопонимание с детьми. Маленькие пользователи в силу любознательности, общения со сверстниками и лёгкой обучаемости впитывают, как губка, всё новое и интересное, ориентируются в цифровом пространстве гораздо лучше взрослых. В связи с чем возникла довольно серьёзная проблема, требующая к себе повышенного внимания, — зависимость и чрезмерное пребывание в Интернете пагубно влияет на жизнь детей в реальном мире.
«Лаборатория Касперского» провела специальное исследование, в рамках которого эксперты постарались определить вовлечённость детей в цифровое пространство и то, к чему может это привести. Так, родители начинают приучать детей к гаджетам, будь то смартфоны или планшеты, с самого раннего возраста: в большинстве случаев это происходит в возрасте трёх лет. При этом дальнейшее знакомство мальчиков и девочек взрослые объясняют их обучением и развитием посредством девайсов — подобной точной зрения придерживается 92% родителей детей в возрасте от 4 до 6 лет.
Во-первых, у нас у многих есть страх где-то внутри: «А вдруг мой ребёнок отстанет, потому что я не дам ему гаджет, а у всех в три года он уже появится»… Во-вторых, родители считают, что это развивает мелкую моторику. То, что он тыкает в устройство — это как-то помогает в его развитии. И, в-третьих, почти половина родителей часто используют мобильные устройства в поездке, чтобы занять ребёнка, — объясняет эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в Сети Мария Наместникова.
В последнем случае технологии служат «помощниками» для родителей в тех ситуациях, когда они не могут тратить на детей своё время. Именно поэтому не удивительно, что ребята, которых, по словам Наместниковой, с самого детства приучают, что есть гаджеты и ими можно очень активно пользоваться, приобретают зависимость от них. Исследование показало, что второй год подряд доля детей, которые не могут обойтись без девайсов, составляет 85%.
Недетские угрозы
Безусловно, большую часть времени ребята проводят в социальных сетях. 43% младшеклассников (от 7 до 10 лет) уже имеют собственную страницу, и чем старше школьник, чем выше этот показатель. И самое тревожное в этом, как отметила Наместникова, — больше половины школьников получают предложения дружить от незнакомых людей. Из них 34% сталкиваются со взрослыми пользователями. Более того, почти половина учащихся (48–49%) призналась, что знакомятся с новыми людьми в социальных сетях, а треть даже встречалась с ними в реальной жизни. Как отметили родители, за минувший год незнакомые взрослые пытались «втереться в доверие» к 11% юзеров в возрасте 11–14 лет.
Добавляя незнакомцев в друзья, дети, сами того не осозновая, открывают им доступ к информации, которой некоторые юзеры могут воспользоваться в своих целях. Так, например:
Один из основателей и председатель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев считает, что большую опасность представляет не точное место жительства ребёнка, а номер его телефона, поскольку он становится переходным мостиком между социальной сетью, которая теоретически контролируется родителями, и каким-то другим пространством вроде мессенджеров.
У детей нет ощущения, что это какой-то риск. Для нас, как для людей, которые ищут, использование соцсетей — это инструмент. Через них мы узнаём детей намного ближе, чем могли бы это сделать через родителей или школьного психолога. Это одна сторона истории, чем соцсети невероятно полезны. А есть вторая — дети через соцсети эти проблемы находят. Их там ничего не защищает... Когда мы говорим про историю, начавшуюся в соцсети, мы не видим ничего. И в этом самая большая опасность, — считает Сергеев.
При этом часть родителей, как показало исследование, не уделяют достаточно внимания соцсетям детей: 13% не заходят на страницу ребёнка, а 12% не знают, какая информация размещена в открытом доступе. Заинтресованные же взрослые в первую очередь беспокоятся, с кем ребёнок общается, постами, которые он публикует, и пабликами, на которые он подписан.
Невиртуальный урон
Ещё одна немаловажная проблема виртуального пространства — кибербуллинг, который не живёт в Интернете, а наносит ребёнку реальную травму в реальной жизни (News.ru ранее выпустил специальную инфографику, показывающую, где в Рунете чаще всего можно встретить агрессивную лексику и какая аудитория к ней прибегает). Среди родителей только каждый десятый в той или иной степени знаком с этой темой, среди детей доля тех, кто сталкивался с цифровой травлей или слышал о ней, достигает 33%. Последствия кибербулинга могут быть самыми разными: от сильного стресса и снижения самооценки до депрессии и бессоницы. Только 5% родителей отметили, что не замечали никаких видимых изменений в детях.
Больше трети опрошенных родителей хотели бы лучше контролировать действия детей в Сети, однако считают, что для этого у них банально не хватит времени. Решениями этой проблемы могут стать технологии родительского контроля и повышение уровня цифровой грамотности и безопасности ребёнка. Но тем не менее госпожа Наместникова выделила несколько основных правил, которые помогут взрослым защитить ребёнка от виртуальных угроз.