Военные США готовы провести испытания лазера для уничтожения вражеских ракет на большой высоте, но только когда удастся повысить мощность установки, сообщил директор по операциям Агентства по противоракетной обороне Гэри Пеннетт.
В 2017 году американское «министерство войны» выделило компаниям Lockheed Martin и General Atomics $18,3 млн для начала разработки демонстрационного аппарата с лазером, который должен быть ориентирован на уничтожение баллистических ракет. Насколько реализуемы лазерные звездные войны, в материале News.ru.
Вопреки расхожему мнению, знаменитая программа «Стратегическая оборонная инициатива» Рональда Рейгана, несмотря на официальное закрытие, трансформировалась в Офис стратегической оборонной инициативы, который затем стал современным Агентством по ПРО (MDA) США, представитель которого сделал заявление о готовности к испытаниям.
Судя по регулярным сообщениям в СМИ, именно американцы смогли добиться существенных результатов в разработке лазерного оружия. В реальности же эта тема — громкая и интересная, но в военных целях применение лазера сильно затруднено. Из открытых источников известно, что США занялись созданием боевых лазеров в начале 1970-х годов, а в 1973 году совершил первый полёт самолёт NKC-135А (Boeing) с лазерной пушкой. Несмотря на заверения американцев, что был достигнут результат поражения летящей мишени на высоте 60 метров, в 1983 году испытания летающей лаборатории так и остались «лабораторными», то есть были прекращены.
Затем американцы вернулись к созданию боевой лазерной установки на базе модифицированного транспортника Boeing 747−400F. В феврале 2010 года, по данным Агентства по противоракетной обороне, установка вроде как сумела поразить две ракеты на разгонном участке полёта. Но в 2011 году Пентагон признал разработку неприменимой на практике и крайне дорогой даже для американского военного бюджета.
По данным СМИ, испытания борта по перехвату ракет проводились в идеальных условиях полигона. То есть «стреляющим» не только была известна траектория полёта цели, но лазер применялся при соответствующих погодных условиях. Военные, афиширующие лазерные разработки, не любят говорить о том, что при малейшем изменении прозрачности атмосферы и наличии водяных паров луч не применить. В итоге в 2012-ом носитель боевого лазера был отправлен на «кладбище» — на площадку 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники. По данным Los Angeles Times, проект обошёлся американцам в $5 млрд.
В 2015 году руководитель программы F-35 ВВС США генерал Джеффри Харриган заявил, что военные планируют оснастить лазерным оружием новейший истребитель пятого поколения. До сих пор неясно, что стоит за его словами — то ли прорыв в технологиях, то ли реклама самолёта, активно продвигаемого среди союзников Америки. Дело в том, что законы физики никто не отменял, и установка действительно лазерного оружия на F-35 предполагала бы оснащение самолёта аккумуляторами, по размеру сопоставимыми с размером двигателя. Так, советский лазерный комплекс 1К17 «Сжатие» на шасси танка в лучшем случае обеспечивал ослепление оптических приборов и зрения человека, но на большее он был не способен.
По словам технических специалистов, опрошенных News.ru, сегодняшние лазерные системы по сравнению с тем временем далеко не продвинулись. А во времена холодной войны интерес к лазерным системам, очевидно, можно объяснять несколькими причинами: гонка вооружений, выяснение пределов работы новых технологий, для чего создавали многочисленные типы лазеров с различными источниками энергетики луча, и области реального применения. В результате в обиход вошли лазерные дальномеры и прицелы.
В декабре 2014 года корабли ВМС США в Персидском заливе получили первые образцы боевого лазера, и сейчас периодически поступают сообщения, что корабли с установками несут боевое дежурство в регионе. Но, несмотря на шумиху в прессе, речь идёт не о каком-то сверхмощном оружии, а о средстве ПВО ближней зоны, способном решать ограниченные задачи при определённых атмосферных условиях. Так, система LaWS на испытаниях поражала мелкий БЛА, реактивную гранату, а также сжигала двигатель надувной лодки.
Для более масштабных задач нужно решить:
По мнению специалистов, проблемы с линзами, накачка импульса и стоимость всего этого дела — основное препятствие на пути применения лазера в космическом пространстве, поскольку система перегревается, а линзу надо менять. Поэтому в реальности под боевыми лазерами подразумеваются установки, которые могут вывести из строя малые разведывательные БЛА, дроны, подавить оптико-электронные системы и средства разведки противника, которые выявляют отражения от оптических прицелов, биноклей, линз смотровых устройств и т. д.
Во времена советской армии на вооружении мотострелковых частей (преимущественно в Дальневосточном военном округе) стояли специальные модификации боевой машины пехоты — БМП-1С, лазерная аппаратура которых выводила из строя оптические приборы противника. Также в СССР производился комплекс 1К11 «Стилет» на базе самоходки СУ-100П с задачей поражения оптико-электронных приборов и зрения солдат противника. Его продолжением стал самоходный лазерный комплекс «Сангвин» на шасси зенитки «Шилка».
В 1990 году появился опытный образец 1К17 «Сжатие» с модернизированной лазерной системой, однако в серийное производство он так и не пошёл из-за известного пересмотра государственного финансирования оборонных программ после распада Советского Союза.
Также в Советском Союзе была своя лазерная пушка, установленная на судне «Диксон», — первая в мире. Она разрабатывалась для уничтожения планировавшихся тогда к размещению на орбите Земли американских спутников-перехватчиков по программе СОИ. На «Диксоне» лазер вроде бы показал себя хорошо — испытания признаны успешными, но советские специалисты не скрывали, что вывести такую систему в космос в ближайшие десятилетия будет технически не под силу. Лазер также имел ограниченный радиус применения — 400 метров, хотя и был способен прожечь обшивку самолёта. Система была крайне дорогой, одна только разработка адаптивного отражателя, который должен был направлять лазерный луч на объект, «съел» около двух миллионов советских рублей. После распада СССР судно «Диксон» с первой в мире боевой лазерной системой ПВО отошло Украине, после чего было продано на металлолом (по некоторым данным, судно предварительно изучили американцы).
В настоящее время на вооружении российской армии состоит комплекс дистанционной химической разведки КДХР-1Н. В нём используется лазерный локатор для обнаружения химического заражения наземного слоя атмосферы. Нацгвардия располагает спецсредством нелетального воздействия «Поток», который представляет собой лазерный фонарь повышенной яркости, воздействующий на сетчатку глаза, но не вызывающий ослепление необратимого характера.