Apple умеет подстраиваться под рынок

Технологии/гаджеты 03 декабря, 2019 / 15:38

Президент России Владимир Путин 2 декабря подписал закон об обязательной предустановке отечественного программного обеспечения на смартфоны, компьютеры и телевизоры с функцией Smart TV. Закон вступит в силу 1 июля 2020-го, однако уже сейчас он стал одной из самых обсуждаемых тем уходящего года.

Авторы законопроекта считают, что у него есть две основные задачи. Во-первых, российские пользователи смогут использовать гаджеты без необходимости установки дополнительных мобильных приложений и других программ. А во-вторых, закон способствует продвижению отечественного софта на рынке. И пока эксперты обсуждают, как именно грядущие нововведения повлияют на конкуренцию в России, некоторые пользователи остаются обеспокоены сообщениями о возможном уходе из страны одного из производителей — Apple.

Представитель Ассоциации продавцов и производителей бытовой техники и компьютеров (РАТЭК) Антон Гуськов в комментарии «Ведомостям» заявил, что некоторые операционные системы (например, iOS) не предусматривают возможности предустановки сторонних приложений — если закон будет принят, производители окажутся вынуждены пересмотреть свою бизнес-модель работы в РФ. И если с последней частью можно смело согласиться, то с первой не совсем. Немногим известно, что Apple не только не раз сотрудничала со сторонними разработчиками и устанавливала на свои устройства «чужое» ПО, но и подстраивалась под конкретные регионы.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Сторонние интеграции

Самый недавний яркий пример — ситуация с обозначением принадлежности Крыма в сервисах Apple. Компания поступила точно так же, как и её коллеги из Google: изменения внесены только для «яблочных» пользователей из России, поскольку этого требует действующее в регионе законодательство.

Теперь обратимся к событиям двухмесячной давности. Владельцы iPhone 11, 11 Pro и 11 Pro Max после выхода обновления iOS 13.1 не обнаружили заявленной разработчиками активации чипа U1. Благодаря технологии сверхширокой полосы он позволял в кратчайшее время обнаруживать ближайшие устройства для передачи данных по AirDrop. Новинка оказалась недоступна не только в России, но и в Белоруссии, на Украине и в Казахстане.

В истории мобильной операционной системы iOS также существуют примеры наличия сторонних и, самое главное, предустановленных сервисов.

Мы слышим от многих наших клиентов на iPhone, iPad и iPod Touch, что им нравится Twitter, поэтому мы хотим, чтобы всем нашим клиентам было ещё проще использовать Twitter в продуктах iOS, — заявила Apple во время конференции WWDC 2011.

Так, в iOS 5 разработчики добавили глубокую интеграцию с Twitter. Пользователи могли войти в соцсеть прямо из меню настроек и твитнуть снимок напрямую из приложений «Фото», «Камера», Safari, «Контакты», а также YouTube и «Карты».

Да, сервисы Google тоже одно время были частью iOS. Правда, только до выхода шестой версии операционной системы, где на смену «Картам» пришла собственная разработка Apple. YouTube также перестал находиться в iOS «по умолчанию», поскольку в дальнейшем Google разработала собственное приложение. Причиной пропажи программ стала истёкшая лицензия.

Тогда «Яндекс», который сейчас многие специалисты называют одним из главных потенциальных поставщиков российского ПО в рамках принятого закона, перенял эстафету у Google, и уже c iOS 6 iPhone поставлялись с интегрированными «Яндекс.Картами» в Maps. Кроме того, с седьмой версии «яблочной» ОС отечественный поисковик входил в список предлагаемых Safari.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Технический язык дипломатии

Помимо предустановленных сервисов и приложений Apple вносила в смартфоны региональные изменения. Например, для Китая компания выпускает версию iPhone с двумя сим-картами и предлагает пользователям поисковик Baidu при первом запуске браузера. А в начале 2018 года стало известно, что Apple впервые в истории начнёт хранить за пределами США данные китайских пользователей.

В ОАЭ вообще отключена возможность использовать видеозвонки FaceTime (так же поступили и со Skype от Microsoft). Запрет связывают с платными аналогами от местных провайдеров, на которые не раз жаловались пользователи.

С Японией у Apple также особые отношения. Причём на уровне «железа». Для жителей страны компания Sony в своё время разработала FeliCa, технологию бесконтактной оплаты. Она оказалась весьма популярна среди японцев, чем и решила воспользоваться Apple осенью 2016 года.

Купертинцы посредством специальных чипов добавили поддержку FeliCa в Apple Pay (iPhone 7, iPhone 7 Plus и Apple Watch Series 2). Через год Apple объявила о появлении в iPhone 8, iPhone X и Apple Watch Series 3 Global FeliCa, предназначенного не только для Японии, но и для множества платформ бесконтактных платежей в Азии.

Разумеется, все вышеупомянутые решения не становились обязательными на законодательном уровне. Но они наглядно демонстрируют, что Apple готова подстраиваться под рынок. Однако стоит учитывать, что американская компания заключала соглашения со сторонними фирмами по собственной воле. Иногда ради выгоды, иногда из-за местного законодательства.

Переживать поклонникам «яблочной» продукции раньше времени явно не стоит, потому что следующий по важности пункт — утверждение перечня устройств, программного обеспечения и порядок его установки. За этим последуют комментарии производителей и экспертов и, возможно, но всё же маловероятно, самой Apple. Терять Россию как рынок американская компания пока не намерена, но у любой гибкости всегда есть свой предел.