История с мессенджером Telegram получила новый поворот. Сегодня утром издание РБК опубликовало материал, в котором заявило, что настоящая причина блокировки мессенджера кроется в запуске Дуровым собственной криптовалюты. Журналисты получили доступ к письму сотрудника 12-го центра ФСБ Романа Антипкина, которое он отправил своим коллегам. Вот что он пишет:
«Коллеги, да история вообще не про это, как вы не понимаете! История не про ключи и терроризм <...>. Паша Дуров решил стать новым Мавроди. Запустив свою крипту, мы в России получим полностью неконтролируемую финансовую систему. И это не биткоин для маргиналов, это будет просто, надёжно и бесконтрольно. Это угроза безопасности страны <…>. Вся наркота, обнал, торговля органами пойдёт через Пашину крипту, а он будет говорить: "Я ни при чём, запретите слова, их используют террористы"».
Текст письма подтвердили и федеральный чиновник, и топ-менеджер одного из операторов связи, и собеседник РБК в одной из околоправительственных организаций. Ни ФСБ, ни Павел Дуров пока никак не прокомментировали эту информацию, а сам Антипкин, с которым связались представители издания, заявил следующее: «Всё врут, девушка, я никаких комментариев не даю и не понимаю, о чём вы говорите».
Так что же получается? Несмотря на заявление главы Роскомнадзора Александра Жарова о том, что разбирательства с Telegram ведутся именно из-за того, что, по данным ФСБ, его используют террористы, на самом деле всё дело именно в цифровой валюте? И хотя, действительно, вопрос блокировки Telegram поднимался в течение многих месяцев, и на первый взгляд кажется, что к решительным действиям перешли лишь после появления новостей о криптовалюте, именуемой Gram, всё это выглядит немного странным. Ведь признай ФСБ этот факт, и все заявления о борьбе с терроризмом обратились бы в прах.
Предположим, что истинные мотивы действительно заключаются именно в криптовалюте. Чего может опасаться ФСБ? О Gram стало известно в конце прошлого года, когда Дуров объявил о желании запустить собственную блокчейн-платформу Telegram Open Network (TON). Встроиться платёжная система на основе TON в первую очередь должна именно в мессенджер, а уже после распространиться по другим сервисам. Соответственно, система сможет быть использована как платёжное средство, которым могут заинтересоваться «плохие» парни. Например, для совершения нелегальный действий. Впрочем, в типовом договоре между Telegram Group Inc. и инвестором, а также в приложении к нему, сказано, что покупатель токенов не вправе использовать их для нарушения санкционного режима или отмывания денежных средств, а также финансирования терроризма.
А каковы преимущества задумки Дурова? Во-первых, количество транзакций. Дуров намерен разработать блокчейн таким образом, чтобы он мог обрабатывать миллионы транзакций в секунду. Даже такие гиганты, как Visa и MasterCard в среднем обрабатывают около семи тысяч транзакций в секунду. Просто представьте, каким спросом сможет пользоваться TON, если даже Bitcoin делает около 10 транзакций. Во-вторых, низкий порог вхождения. Чтобы использовать Gram, необязательно хорошо разбираться в криптовалютах. А учитывая, что сейчас о них говорят практически везде, проявить интерес к Gram могут многие. Ведь не зря инвесторами первого раунда ICO, который прошёл в начале года, стали основатели Qiwi и «Вимм-Билль-Данна» Сергей Солонин и Давид Якобашвили соответственно. Добавьте к этому Telegram, популярность которого после недавних событий только выросла, и получите первых потенциальных покупателей Gram среди пользователей мессенджера. Чем вам не первичная база? Если, конечно, Telegram окончательно не заблокируют. Но и на этот случай у Дурова наверняка припасён запасной план.