Модернизация системы противоракетной обороны Москвы А-135 «Амур» находится на завершающей стадии, сообщил сайт RT cо ссылкой на начальника отделения боевых алгоритмов и программ полковника ПРО ВКС Ильгара Тагиева. Ранее СМИ неоднократно информировали об испытаниях противоракет перспективной системы противоракетной и противокосмической обороны «Нудоль». О том, как могут быть связаны А-135 и «Нудоль» и как вообще устроена система ПРО Москвы, рассказывает News.ru.
Со времён Сталина оборону Москвы и Центрально-промышленного района обеспечивает оперативно-стратегическое Командование специального назначения (КСпН). Ещё тогда были построены два кольца вокруг Москвы — Московское большое кольцо или автомобильная дорога федерального значения А108 и Московское малое кольцо или автомобильная дорога федерального значения А107 для размещения средств ПВО — ЗРС С-25. Затем для прикрытия Москвы была разработана система А-35, её сменила А-135, которую сейчас модернизируют до уровня А-235 (ОКР «Нудоль»).
Известно, что стартовые позиции А-135 размещены рядом с населёнными пунктами Внуково, Софрино, Лыткарино, Сходня и Королёв. Никаких точных сведений по системе А-235 нет, но исходя из открытой информации известно, что испытательные пуски ракет системы «Нудоль» производятся с 2014 года на казахстанском полигоне Сары-Шаган.
Основные отличия системы ПРО А-235 от предшествующих — мобильность и неядерное поражение боевых блоков МБР противника. Что касается отличия от ЗРС С-500, то, очевидно, ракеты А-235 будут больше перехватчиков С-500 и по габаритам, и по досягаемости. Учитывая успехи отечественных разработчиков в области высокоэнергичных смесевых составов твёрдого ракетного топлива, видимо, будет обеспечен заатмосферный перехват — условная граница атмосферы проходит на высоте 100 км. Есть предположение, что внешний вид самоходной пусковой установки был «рассекречен» на календаре концерна ПВО «Алмаз-Антей» на 2015 год и представляет собой пусковую установку на 5-осном белорусском шасси МЗКТ.
Изначально система ПРО вокруг Москвы предполагала ядерный перехват баллистических ракет противника блоком мощностью 10 Кт. Что, как минимум, могло привести к «ослеплению» собственных систем наведения, а также выводу из строя энергетических систем. Кроме того, поражение объекта ракетой со специальной боевой частью фактически означало начало ядерной войны. Однако использование спецзаряда на ракетах-перехватчиках — принципиальное отличие нашей системы противодействия воздушной атаки от американской даже в неядерном варианте. Так, американские противоракеты GBI имеют точную систему наведения, поэтому осуществляют кинетический перехват, а наши осуществляют перехват с помощью подрыва боезаряда, когда формируется некое «облако» из поражающих элементов, которые даже при промахе обеспечивают поражение боеголовки.
В России до некоторых пор уделяли крайне мало внимания военному «космосу» в целом и системе предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в частности. Этот недостаток в некотором роде компенсировали пристальным вниманием к наземному эшелону — возведению радиолокационных станций типа «Воронеж» на всех ракетоопасных направлениях для российской территории. Однако в настоящее время ситуация исправляется: в мае 2017 года был запущен второй спутник новой СПРН Единая космическая система. Первый спутник ЕКС-1, обозначенный как «Космос-2510», был выведен на орбиту в ноябре 2015 года. Спутники ЕКС представляют собой космические аппараты нового поколения 14Ф142 «Тундра» на геостационарной орбите. Всего ЕКС должна включать десять спутников, развёртывание которых по первоначальным планам должно было быть произведено к 2018 году.
Применительно к ПРО Москвы составным элементом системы является РЛС «Дон-2Н», которая расположена вблизи посёлка городского типа Софрино-1 в Пушкинском районе и была поставлена на боевое дежурство в 1996 году. В недавнем репортаже официального телеканала Минобороны «Звезда» были продемонстрированы возможности станции в ходе учений, когда был смоделирован массированный ядерный удар по территории России. Виртуальные баллистические ракеты приближались с разных направлений: из акватории Средиземного моря, с северо-востока Атлантики и с Тихого океана. За считанные секунды система безошибочно выделила среди ложных целей боевые части ракет и взяла их на сопровождение. Фазированные антенные решётки на четырёх гранях «Дон-2Н» способны разглядеть в ближнем космосе объект размером с теннисный мяч.
В связи с тем, что в 2001 году США вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), а в 2002-ом он прекратил своё действие, то в настоящее время Россию ничто не ограничивает в районах развёртывания и в количестве развёртываемых систем. Как отмечают военные эксперты, у ЗРС С-500 ограниченные возможности работы именно по блокам МБР, скорее, они более эффективны по перехвату ракет средней и меньшей дальности — до 5,5 тысяч км, поэтому в перспективе система А-235 может обеспечивать не только ПРО Москвы. В связи с развитием в США так называемой концепции «Быстрого глобального удара», в том числе гиперзвуковых средств, не исключено, что в перспективе системой А-235 будут прикрыты районы развёртывания соединений РВСН, базы подводных ракетоносцев и, возможно, важнейшие промышленные районы и критические с точки зрения последствий атаки объекты типа ГЭС, АЭС и т. д. Вопрос только в экономических возможностях и дозированном расходе средств на оборону, которые бы не «заслоняли» проведение социальных реформ.
В целом, и российские, и американские системы ПРО хороши для отражения одиночных атак баллистическими ракетами. При массированном ударе перехват однозначно не гарантирован. Поэтому логично, что РФ делает ставку на развитие средств доставки ядерного заряда в рамках ответно-встречного удара.