На молодёжном чемпионате мира сборная России оступилась лишь раз. Этого не хватило, чтобы побороться в Канаде за золото. News.ru — о том, как наше неумение достойно принимать поражения калечит психику, уродует душу и истончает любовь.
***
…Трибуны «Роджерс Арены» после полуфинала Россия — США недовольно загудели. Так они отреагировали на поведение Клима Костина. Капитан сборной России швырнул шлем в сторону тех, кто готовился вручить ему приз одного из лучших игроков матча. Затем он отказался фотографироваться, а следом — на камеру — грязно выругался в адрес болельщиков.
Эмоции Костина вполне объяснимы. Каждый из нас в тот момент испытал разочарование, и каждый третий поступил бы также. Что вполне естественно — на фоне очарования парнями Валерия Брагина верилось: эта команда достойна большего. Неестественно другое — то, как страна в ответ очаровала этих мальчишек, а потом, когда они не справились, сбросила всю ответственность на них же.
Эх, молодо-зелено, такой шанс упустили. Обыграли ведь канадцев — извечная наша идея фикс. Те же, пристыженные и опозоренные, повылетали со шведами в четвертьфинале, открыв нам с вами все пути-дорожки к золоту. Нашему с вами — и такому долгожданному. А вы — эх…
Вот он — уникальный случай, когда патриотизм больше напоминает паразитизм. Правда в том, что молодёжная сборная России выступила достойно и в целом была на высоте, чего не скажешь о нас.
Нужно признать: наша команда не была лучшей на турнире. Да, парни Брагина выиграли группу, чего с ними не приключалось последние десять лет. Да, обыграли по ходу канадцев и играючи вышли в полуфинал. Но «Красной машиной» мы не выглядели, катком по соперникам не проезжались. Вспомните хотя бы, как тяжело дались матчи с чехами и швейцарцами. Матч за бронзу не исключение.
Главное же — изменили себе, выбрав игру от обороны да попроще. Такое право Брагин как тренер имел. Он понимал, что очередного поражения ему не простят. После прошлогоднего безмедалья тем более. Понимал, что с подобным подбором хоккеистов так больше шансов на итоговую победу.
И в Канаде у нас была команда, с чем спорить бесполезно, и были свои успехи. Та же победа над канадцами. Но получили поражение от американцев. Случайным его при всём желании не назовешь. Если, конечно, нет задачи преуменьшить заслугу «звёздно-полосатых». Не получится списать неудачу на невезение или судейский произвол. Это не тот случай, когда стоит обвинять всех вокруг да около. Да и в принципе обвинять не стоит. Это молодёжный хоккей, грань между победой и поражением очень тонкая, всё решают, по сути, микроэпизоды. Вышло — не в нашу пользу.
Проблема в том, как мы принимаем поражения. Точнее, в нашем хроническом неумении достойно проигрывать. Все и всё, мол, против нас. Лишили, гады-супостаты, честно заброшенной шайбы. Чего далеко за примером ходить? Тот же Костин — тому яркое подтверждение.
В случившемся на «Роджерс Арене», правда, вины Клима столько же, сколько и нашей. Это мы даём парням ложные посылы и лишаем их внутреннего равновесия. Слетели канадцы со шведами — всё, теперь мы — главные фавориты. А ведь на голом индивидуальном мастерстве и высокой командной дисциплине мы никого не обыграем. Потому что ни бОльшим мастерством, ни более высокой дисциплиной не обладаем.
Лучшая позиция для наших парней — андердоги. Так им комфортнее с психологической точки зрения. Когда есть чёткая установка вцепляться в глотки бульдожьей хваткой. Каждую игру, шаг за шагом. Так, собственно, команда Брагина и продвигалась по турниру. И всё у неё получалось, пока на них не навесили пудовые гири ответственности, прилепив ярлык главных фаворитов. Тут начались проблемы, тут подоспело единственное на турнире поражение.
Ясное дело, хоккеистам хочется доминировать, выходить на площадку и превосходить соперников. А нам — испытывать гордость за них, но за счёт побед над другими. Гордиться ими просто по факту существования у нас как-то не принято. Собственно, тут мы, спроецировав на парней все свои комплексы, и предали их. Надоело всей страной плестись в хвосте и крохоборничать, считая каждую копейку. Другого требует русская душа — полёта, широты. Пусть хоть эти парни погуляют-погусарствуют.
Тогда как им всего по 18−19 лет. Подколзину — и вовсе 17. Для них этот турнир — школа жизни. Самый крупный и самый последний турнир на юниорском уровне. И чуть ли не первое соприкосновение с целой страной, её ожиданиями и реакциями. А здесь всё до боли — слово «боль» подчеркнуть — знакомо: выигрываешь — тебя носят на руках, проигрываешь — опоры и поддержки не жди.
Какой урок они извлекут? Что первичнее результат, а не игра. Что есть лишь первое место. Что если ты проиграл — ты лузер. Что если проиграл американцам — лузер вдвойне. Так калечится психика, уродуются души, и уходит любовь — к игре, к стране. Только послушайте, какую риторику они в большинстве своём уже впитали в себя. Что хоккей — это война. Что игры с канадцами и американцами — это битва.
Это привычно и знакомо. У нас в детско-юношеских школах из окопов не вылезают. Всё воюют, а толку нет. Отсюда и срыв Костина, который, лишившись детской мечты о золоте, не совладал с эмоциями. Но Клим не только на камеру ругнулся, он, ощутив внутри себя пустоту, ещё и рыдал навзрыд. Эти слёзы — лично для меня — искупают всё, что он натворил.
Осталось понять — что искупит наши деяния, залечит наши душевные раны и вернёт нам искреннюю, незамутнённую любовь — к игре и стране.