Третье пришествие

Спорт 17 января, 2018 / 08:37

Официально

Команда «Формулы-1» Williams Martini Racing подтвердила во вторник имя своего второго боевого пилота: в стартующем в марте сезоне-2018 компанию канадцу Лэнсу Строллу составит россиянин Сергей Сироткин.

По окончании чемпионата 2017 года гонщик провёл за команду шинные тесты в Абу-Даби, машину он делил со Строллом и ещё одним претендентом на место в болиде — поляком Робертом Кубицей. В славянском дерби победу одержал Сергей, Роберту досталось место третьего гонщика.

«22-летний россиянин произвел впечатление на команду своим выступлением на шинных тестах компании Pirelli в Абу-Даби, где он впервые сел за руль болида FW40, он дебютирует в „Формуле-1“ на Гран-При Австралии 2018 года», — говорится в сообщении пресс-службы Williams.

В команде отмечают отличный послужной список россиянина, который, являясь членом российской программы поддержки молодых гонщиков SMP Racing, в 2015 году завоевал третье место по итогам конкурентной серии GP2, став лучшим новичком. Спустя год Сироткин повторил свой результат, сочетая гонки с работой тест-пилота команды Renault Sport F1. В прошлом сезоне Сергей сосредоточился на работе в «Рено», приняв участие в четырёх пятничных сессиях в рамках Гран-при и отработав на тестах в Бахрейне.

В настоящее время Сироткин готовится к новому сезону на базе команды с партнёром по команде.

«Прежде всего, хотел бы поприветствовать Сергея в Williams, я с нетерпением жду начала совместных выступлений. Я знаю Сергея и уверен, что у нас быстро сложатся плотные рабочие отношения», — сказал канадский автогонщик Лэнс Стролл, слова которого приводят в Williams.

«Сказать, что я счастлив и горд присоединиться к такой известной команде, как Williams, — не сказать ничего. Потребовался огромный объем работы, чтобы попасть туда, где я сейчас, и я действительно счастлив и благодарен всем, кто был задействован в этом процессе. Наши совместные усилия помогли достичь моей мечты, команда может быть уверена, что я буду полностью выкладываться», — заявил Сергей Сироткин.

Заместитель руководителя команды Клэр Уильямс отметила, что после изучения кандидатов команда сделала выбор, который позволит Williams достичь высоких результатов.

«Философия Williams всегда заключалась в продвижении и развитии молодых талантов, и Сергей идеально вписывается в эту концепцию», — сказала Клэр Уильямс.

Технический директор гоночного коллектива Падди Лоу отметил, что Сергей Сироткин впечатлил команду своей скоростью, техникой пилотирования и обратной связью, которой он обеспечивал инженеров в Абу-Даби.

«Я рад, что он станет напарником Лэнса в следующем сезоне. У нас прекрасный состав пилотов на 2018 год, который, как мы считаем, поможет нам максимально раскрыть потенциал нового болида FW41», — заявил Падди Лоу.

Что дальше?

Выше были слова из официального пресс-релиза. Все они одинаково хвалебны и оптимистичны. Но «Формула-1» — это мир большой политики, Здесь в порядке вещей улыбаться на камеры и хвалить гонщика, чтобы завтра без сожалений уволить, партнёры будут петь друг другу оды, готовя в кабинетах документы к расторжению договора. Всё подчинено одной цели — победить. И чем выше ставки, тем меньше человечности в этом бизнесе. Сурово, но эта реальность известна всем, кто пытается пробиться в «королевские гонки». Сергей искал заветную дверь несколько лет и нашёл.

Первый раз за рулём машины Ф1 россиянин оказался ещё в 2013 году, проведя частные тесты на болиде F60, который Ferrari использовала в 2009 году. Основной его работой в те годы были выступления в Мировой серии Renault, где он начал с девятой позиции, в 2014 году он завершил этот чемпионат пятым и стал резервным пилотом команды Sauber, уже тогда казалось, что вот-вот Сироткин станет боевым гонщиком, однако по ряду причин, часть которых вряд ли будет озвучена в ближайшие годы, отношения не сложились. Как упоминалось выше, в 2015 году Сергей «выстрелил» в серии Grand Prix2, с ходу став бронзовым призёром первенства и годом спустя повторив свой успех. Параллельно Сироткин работал на симуляторе и принял участие в нескольких тренировках в качестве резервного пилота Renault. Естественно, менеджмент пилота вёл переговоры и о перспективе в качестве напарника Нико Хюлкенберга, однако французы предпочли прямо по ходу чемпионата-2017 взять в аренду Карлоса Сайнса у концерна Red Bull.

В «Рено» не сложилось, так что дальше всё зависело от Сергея, и он сделал всё, что требовалось, воспользовавшись в том числе и... нетерпеливостью Фелипе Массы.

Поспешишь — место в кокпите освободишь

Бразильский ветеран попрощался с «Формулой-1» ещё год назад, когда стало ясно, что канадец Стролл станет напарником Валтери Боттаса в Williams. Но затем новоиспечённый чемпион мира Нико Росберг понял, что второй такой борьбы с Льюисом Хэмилтоном не выдержит, и в расцвете гоночной карьеры объявил о её завершении, ошарашив всех, включая собственную команду, не ожидавшую такого финта и заранее не искавшую ему замену. Отойдя от шока, в Mercedes начали искать замену немцу финского происхождения, и на поверхности оказалась кандидатура Боттаса, с которым многое связывало главу мерседесовской гоночной программы Тото Вольфа, который в своё время вообще был совладельцем Williams и поддерживал Валтери. Как признавался позже австриец, чтобы уговорить Клэр Уильямс отдать финна в Mercedes, ему пришлось чуть ли не валяться у неё в ногах. Правда, умолчал он о другом: о бонусах, которые получили британцы. А они, скорее всего, были — в «Формуле-1» меценатов нет. Думается, «конюшня» из Гроува получила неплохую скидку на двигатели, которые она давно покупает именно у штутгартского концерна.

В Williams же не стали мудрствовать лукаво и пригласили только что отставленного Массу провести вместе ещё год. Бразилец дуться не стал и с радостью принял приглашение. Выглядел он немного глуповато, так как весьма эмоционально успел попрощаться с «Формулой-1» на домашней трассе в Сан-Паулу. В Интернете легко найти те слезливые кадры. Однако возможность провести ещё год за рулём самых быстрых машин на планете перевешивает такие мелочи — это скажет любой счастливчик, кому довелось управлять этими болидами. Таким образом, Росберг подарил Массе ещё год выступлений в «Формуле-1».

И этот год, как выясняется, мог быть не одним. К концу сезона ожидаемо пошли разговоры про отставку Фелипе и кандидатуры ему на замену. Команда говорила, что среди претендентов рассматривает и самого Массу, который регулярно повторял, что хочет знать своё будущее до домашнего этапа. Перед бразильской гонкой стало известно, что ветеран всё же покидает Ф1. А через месяц технический директор Williams Падди Лоу в интервью изданию motorsport.com сообщил, что решение о завершении сотрудничества было принято во многом именно из-за требования Фелипе определиться до Бразилии.

«С учетом всего, Фелипе нужно было итоговое решение до Гран-при Бразилии, на что мы пойти не могли — хотя мы рассматривали его кандидатуру и считали его сильным претендентом. Потому мы пришли к общему мнению, что он выбыл из числа кандидатов и покинет команду», — сказал Падди Лоу, похвалив опытного пилота за стабильные результаты.

Таким образом, Масса сам лишил себя хороших шансов продлить карьеру в самом престижном гоночном чемпионате планеты!

Дальше в Williams рассмотрели четырёх кандидатов: своего третьего пилота Пола ди Ресту, имевшего опыт выступлений в «Формуле-1» в недавнем прошлом, Роберта Кубицу, пытающегося вернуться в «Формулу-1» после жуткой травмы руки, уволенного из Toro Rosso Даниила Квята и тестера Renault Сергея Сироткина. Первыми отпали ди Реста и Квят. Шотландец ищет себе место для продолжения карьеры в других местах, пробуясь в «электрическую» «Формулу-Е», Даниил стал пилотом программы развития Ferrari. Дальше было проще. На стороне Кубицы — опыт выступлений в Ф1 в статусе будущей звезды и громкое имя, однако поляк по всем фронтам уступил не раскрученному в мире автогонок Сироткину в ходе уже упомянутых шинных тестов. Роберту не помог даже Росберг, который решил помочь бывшему коллеге и стал его менеджером. В прессе высказывались различные слухи о переговорах за место в болиде. Говорилось о том, что идёт сражение бюджетов, которые могут принести пилоты команде, затем была выдвинута версия о том, что Росберг предложил Williams посадить Кубицу на первые семь этапов, и если его результаты не устроят, заменить на резервного гонщика, которым должен стать как раз Сироткин. Правда это или нет — уже не важно. Сергей проведёт сезон боевым пилотом, Роберт — третьим.

Бабло побеждает зло?

Перед объявлением о подписании россиянина в зарубежной прессе поднялся вой на тему «русские купили место Кубицы». Это то, с чем уже год сталкивается и напарник Сироткина. Стролл — сын канадского миллиардера. Перед сезоном 2017 года, да и в течение чемпионата между гонками, Лэнс тренировался на болиде трёхлетней давности Williams, причём на коммерческой основе. Тесты ему оплачивал отец, и удовольствие это весьма дорогое. В гонках таких гонщиков презрительно называют рента-драйверами, теми, кто, по сути, купил себе место за рулём. В этом уже начинают обвинять и Сергея. Проблема лишь в том, что просто заплатив, в высший дивизион не попадёшь, хотя раньше было возможно. Откатываешь несколько сотен километров на тестах, получаешь суперлицензию — и вперёд! Теперь всё иначе. Международной автомобильной федерации (FIA) не очень понравилась история с попаданием в чемпионат мира Макса Ферстаппена три года назад. За руль машины, способной развивать 360 километров в час, сел мальчик, который в силу возраста не имел даже обычного водительского удостоверения, хоть и весьма талантливый. После чего были введены возрастной лимит в 18 лет и балльная система. Чтобы попасть в «Формулу-1», нужно иметь в активе 40 баллов. Заработать их можно, выступая в других серьёзных гоночных чемпионатах: от GP3 до американского Indycar. Причём сразу 40 очков получают лишь победители «Индикара», F2 и GP2. Занявшим другие места начисляется ещё меньше очков. Естественно, их можно копить, так что и Строллу, и Сироткину пришлось потрудиться, чтобы получить право попасть в «Формулу-1».

Есть ли финансовая сторона в ситуации с Сироткиным или нет — доподлинно неизвестно, деньги в этом бизнесе не обсуждают публично. Наверное, есть. Но в этом нет ничего предосудительного: все пилоты приносят деньги своим командам, напрямую, когда за них платят спонсоры, или косвенно, когда те же спонсоры сами приходят, чтобы получить выгоду от сотрудничества со звездой. Сергея поддерживает программа SMP Racing российского предпринимателя Бориса Ротенберга, с которой связаны 27 пилотов как из России, так и из других стран. Кроме того, под патронатом SMP проводится и чемпионат Formula 4, директором которого является экс-пилот «Формулы-1» Мика Сало.

Так что теперь Сергей может спокойно и планомерно готовиться к старту сезона. Главной целью на сезон должна стать борьба с напарником, с которым у них одинаковые машины. У Стролла больше опыта, но на стороне Сергея умение быстро учиться и прогрессировать, а также отличная техническая подготовка, которую отмечают все, кто работает с ним. Остаётся пожелать ему более долгой и успешной карьеры в «Формуле-1», чем у предшественников из нашей страны.