В воскресенье, 15 августа, движение «Талибан» (признано террористическим, запрещено на территории России) заявило о полном контроле над Афганистаном после того, как без боя взяло Кабул. Талибы сообщили, что в стране с их приходом к власти немногое изменится, просто государство вернётся к законам шариата. Но республику ждут изменения как минимум в одной сфере — спортивной.
Талибы уже управляли Афганистаном в период с 1996 по 2001 год. И тогда они просто поставили на спорте крест. Жители до сих пор вспоминают, что стало со стадионом в Кабуле. Тогда он превратился в место массовых казней. Сейчас то же самое творится в Кандагаре. 18 августа на местном стадионе талибы публично казнили четырёх командиров армии Афганистана, которые выступали на стороне прежней власти.
Разница в одном — четверть века назад к спорту так и не вернулись, а сейчас сообщается, что доступ на стадион открыт. Только вот как катать мяч по полю, где накануне людей пустили на пушечное мясо?
Женщины Афганистана, которые на протяжении многих лет боролись за свои права и вышли на новый уровень (они получают образование, работают, занимаются спортом), вернутся к привычным законам, согласно которым смогут учиться только с разрешения мужей, как и работать. А про спорт, судя по всему, и вовсе можно забыть.
Уже страдают футболистки. Хотя надо признать, что унижениям они подвергались и ранее. До прихода талибов футболистки соревновались в хиджабах. Ладно, в этом нет ужаса и стыда, но в 2018 году девушки (те, кто сумел бежать из страны) рассказали всю правду. Как оказалось, глава Федерации футбола Афганистана довольно часто приглашал спортсменок к себе в кабинет. И совсем не для разговоров. Рядом с официальным помещением находилось ещё одно, менее официальное. В спальне он просто насиловал девушек. А они, в свою очередь, долгое время держали рот на замке. Ну что девушки могли сделать? Это вам не Европа, где женщины имеют право голоса.
Что ж, если и при старой власти творились такие ужасы, то что будет сейчас? Всё просто. Бывший капитан женской национальной команды и экс-член местной ассоциации футбола Халида Попал, проживающая в Копенгагене, рассказала о письмах и звонках, которые получает. Их уже сотни. И все они наполнены болью.
Я получаю сообщения от футболисток из Афганистана. Они плачут, говорят, что их бросили, что они застряли дома без возможности выбраться. Они напуганы. Все мечты просто улетучились. Это похоже на кошмар, — рассказала Попал BBC Sport.
Некоторые футболистки пишут, что люди, против которых они выступали, стоят за дверью и никто их не может защитить. Раньше женщины могли заявить о себе, проявить смелость, а сейчас им приходится удалять страницы в социальных сетях и вести себя тихо. Отстаивание прав больше невозможно, а «их жизни угрожает серьёзная опасность».
Единственное, что Попал может им порекомендовать, — бежать, удалять аккаунты в соцсетях, прятаться, потому что соседи могут выдать их новой власти.
Забавно. Но пока девушки этим советом воспользоваться не могут, а члены Федерации футбола оказались быстрее ветра — некоторые находятся в Индии и боятся, что талибы доберутся до них. Страх не беспочвенен — именно они позволяли женщинам заниматься спортом и активно продвигали женский футбол в массы.
Пока футболистки не знают, что дальше будет твориться с их жизнями, игроки в крикет спокойно себя ведут, не боясь за свои «шкуры». Всё дело в том, что талибы очень любят этот вид спорта, причём со времён «первого пришествия». А пока они собирались с силами в Пакистане после своего падения, всё активнее следили за одним из самых популярных видов спорта на новой родине. Кстати, и в Афганистане именно он признан национальным. А сборная входит в десятку лучших команд мира.
Генеральный директор совета по крикету Афганистана Хамид Шинвари уже открыто высказывается на этот счёт и ждёт поддержки.
Можно сказать, что крикет процветал в эпоху талибов. Не вижу проблем и сейчас и ожидаю поддержки, — заявил он.
Да и любителям единоборств особо беспокоиться не надо, особенно тхэквондистам, которые привозили в страну олимпийские награды. Чего не скажешь про паралимпийцев.
24 августа огонь Токио зажжётся для паралимпийцев. Но афганские спортсмены увидят его только на экранах телевизоров. Если увидят. Это вовсе не оговорка — в столицу Японии должна была лететь тхэквондистка Закия Худадади — первая женщина-паралимпиец из Афганистана, которая со стопроцентной вероятностью услышала бы свою фамилию в Токио. Но талибы оказались быстрее. Когда спортсменка добралась до аэропорта Кабула, «Талибан» уже кричал о захвате власти, а происходящее в воздушной гавани стало адом на земле.
Худадади — не единственная спортсменка, которая пострадала. Но единственная женщина. И это страшнее. Сама атлетка больше переживает не из-за запрета заниматься спортом, а из-за того, что её жизнь может оказаться под угрозой. Худадади беспокоится, что талибы просто так не оставят её в покое. Она готова пожертвовать карьерой и вернуться к 2000-м, когда женщинам было запрещено принимать участие в Олимпиадах и Паралимпиадах.
И боится она, сами понимаете, неспроста. Всё дело в Нилофар Баят — капитане женской сборной по баскетболу на колясках. Именно она впервые открыто заявила об угрозе жизни.
Талибы находятся перед моим домом. Я не могу выйти, я здесь в опасности. «Талибан» убьёт меня. Им не нравятся такие женщины, как я, — передаёт слова Баят VICE World News.
Однако довольно быстро канал изменил имя для сохранения анонимности. Однако издание Marca сообщило, что именно Баят просила помощи у Испанской федерации баскетбола.
Страшно представить, что может ожидать женщин-спортсменок в «новом» Афганистане. Но точно ничего хорошего. Как и спорт в целом.