Отгремели зимние Олимпийские игры, российские победители и призёры получили заслуженные награды. И на всём этом фоне мимолётно прошла неприятная новость из мира велосипедного спорта. Единственная профессиональная шоссейная велокоманда «Газпром — РусВело» «выкинула» из команды гонщика Ивана Савицкого.
Профессиональный велоспорт в России не слишком популярен. В нашей стране все любят кататься на двухколёсном друге, но как только дело доходит до профессионального велоспорта, большинство наших сограждан и знать не знают, что это такое и с чем его едят. Есть профессиональная команда мирового тура «Катюша», которая ранее выступала под российским флагом, но с приходом нового титульного спонсора команда стала называться «Катюша Альпецин» (Katusha Alpecin). До появления немецкой компании-производителя шампуней всё шло своим чередом (правда и сейчас не плохо), частота упоминания команды в российских СМИ зашкаливала, но после перехода под флаг Швейцарии информации стало меньше. Но, на все эти шаги менеджмент команды пошел не просто так. Российские спонсоры вкладывались в команду не охотно, и в итоге, как заявлял владелец команды Игорь Макаров «МК», «мы были вынуждены встать под швейцарский флаг», так как «это было продиктовано желанием иностранных партнеров». Впрочем, несмотря на смену «приписки», команду всё равно можно считать российской.
Существует ещё одна чисто российская команда — «Газпром — РусВело», в составе которой только гонщики РФ (в отличие от «Катюши», где большая часть иностранцев), и казалось бы, кому ещё популяризировать велоспорт в России, как не ей? Но произошедший случай с гонщиком Иваном Савицким уж точно не красит репутацию профессиональной команды, за которой, возможно, следят юные велогонщики с мыслью когда-нибудь в неё попасть. При понимании того, что с ними может произойти подобная ситуация, у них отпадёт всякое желание либо выступать за эту команду, либо, что ещё хуже, вообще заниматься спортом. В таких историях, как обычно бывает, правда всегда у всех своя.
Велосипедный сезон у гонщиков, стартовавший в январе, набирает обороты. Но именно перед началом стартов специалисты и все следящие за велоспортом обратили внимание на отсутствие в составе «Газпром — РусВело» гонщика Ивана Савицкого, который должен был участвовать в гонке «Шесть дней Берлина» в конце января, но его там не было. Контракт с командой он заключил в 2017 году, и явно не на один сезон, и о причинах его неучастия в гонке информации не было. Свет на ситуацию пролила супруга гонщика Мария, опубликовав пост в Facebook (позже он был, правда, удалён, но у нас сoхранился текст целиком), которая и объяснила, что же произошло.
По словам супруги, в конце сентября, после чемпионата мира по шоссе в Норвегии, Иван вернулся в Италию, где проходил сбор команды, и его тут же забрала скорая помощь с температурой 40,3 градуса.
«Естественно, ему оказали минимальную помощь, сбили температуру и отпустили домой», — сказала супруга. Как потом выяснилось позже, у спортсмена были подозрения на опухоль в почке, о чём Иван проинформировал гендиректора команды Рената Хамидулина, заявив, что ему нужно отправиться на лечение, на что ему было сказано, что он обязан был быть на собрании команды, где будет представлен новый тренер. Савицкий в итоге остался, а после собрания отправился на обследование. Врачи поставили диагноз — опухоль в почке. В курсе этого были и врач команды, помогавший в лечении, и Хамидулин.
«После всех анализов и врачей нам говорят: последняя ваша инстанция — это биопсия почки, она покажет, что дальше делать. Хорошо, Иван сдаёт биопсию и ждёт приговор», — говорит супруга гонщика.
Пока Савицкий проходил всевозможные процедуры в клинике Москвы, поджимало время, оставшееся до возвращения в Италию на первый сбор команды, но он не успевал. Дальше — как в лучших сериалах: Иван начал получать письма от команды — «мол, ты знаешь, что ты обязан быть на сборе с командой, и ты не имеешь права принимать самостоятельные решения, когда тебе приезжать на сбор», «письма с угрозами» (если их так можно назвать), приблизительное содержание этих писем такое, что будут наложены штрафы в виде лишения зарплаты или её понижения «до самого минимума», «лечись, сколько тебе надо — месяц, два, три, но на это время мы лишим тебя зарплаты, а как вылечишься, так мы вернём твою прежнюю зарплату».
Что должен делать в таких ситуациях спортсмен, когда у него большие проблемы со здоровьем? Принять решение распрощаться с командой.
Что он и сделал, «позвонил Хамидулину и заявил о своём желании разорвать контракт, на что Хамидулин согласился без доли сомнения, и пожали по рукам». Далее вдруг поступило предложение от генменеджера выступить в шестидневной гонке на треке в Берлине, Иван соглашается, но выставляет свои условия (возвращение призовых, которые в итоге не были выплачены, и улучшенный контракт), «пожали руки и разошлись».
Для подготовки к гонке Иван отправился в Италию. Обсудил план подготовки с тренером Оливано Локателли, и на второй день тренировок тренер начал его «ругать», заявляя, что «он турист». Иван ответил, что «он не турист, и на этом разговор был закончен». Все попытки переговоров спортсмена с тренером закончились тем, что он оказался на вокзале в Италии с велосипедом, большим чемоданом и рюкзаком, без денег в кармане на поезд до аэропорта и на билет на самолёт в Россию. Закончилось тем, что не без помощи друзей Савицкий всё-таки отправился в Россию.
News.ru отправил запрос в команду, дабы прояснить ситуацию. Ответа сразу не поступило, а на следующий день официальное заявление (может, и после нашего запроса) было опубликовано на сайте команды. В нём говорится, что «18 января 2018 года спортсмен был отчислен со сбора по решению спортивных директоров из-за неудовлетворительной физической формы и невыполнения требований тренерского состава».
В заявлении команды сказано, что 7 ноября 2017 года Савицкий обратился с просьбой о расторжении действующего контракта, ссылаясь на нежелание выступать на шоссе вследствие наличия проблем со здоровьем и отсутствия точного диагноза. А уже 8 ноября контракт был расторгнут по обоюдному согласию сторон. То есть решение было принято мгновенно.
«В соглашении о расторжении контракта было зафиксировано условие по выплате компенсации, равной сумме призовых за победу на этапе гонки „Тур Словакии“ 2017, и об отсутствии взаимных имущественных претензий. Выплата суммы в полном объеме была произведена 17 ноября 2017 года», — сказано в заявлении.
Если придерживаться версии супруги гонщика, то команда никак не поддержала Савицкого и не выплатила в итоге призовые при расторжении контракта, по версии же «Газпром — РусВело», всё было наоборот.
У кого правда, знают только обе стороны. Но вся эта ситуация не красит российский велоспорт в целом, и подрастающему поколению велогонщиков, которые мечтают попасть в профессиональную команду, такой велоспорт не нужен.
P. S. Операция прошла успешно, и почку Савицкому сохранили.