В футбольной тусовке агентов недолюбливают. Признают их необходимость, но терпят едва-едва. Скажем, наставник «Шинника» Александр Побегалов иначе как агентами (с ударением на первый слог) их не называет. И тут — всё пренебрежение к ним. Это в полной мере ощущает на себе самый одиозный агент российского футбола — Марко Трабукки. По крайней мере, на данный момент. Приглядевшись к казахстанскому итальянцу, News.ru осознаёт истоки его власти в московском «Спартаке».
Вино с топ-менеджерами
Собственно, болельщики «красно-белых» обманываются, демонизируя Марко Абая Трабукки. Но понять их несложно. Тут или Трабукки, или Каррера. Ненавидеть итальянского наставника «Спартака» время пока не пришло. Ещё свежо воспоминание о первом за 16 лет чемпионстве, им преподнесённом. Но настанет срок — и Массимо припомнят всё. А пока за большую зарплату «лавочника» Марко Петковича из «Црвены Звезды», неудачный трансфер Николы Максимовича из «Наполи» и грядущий приход в «Спартак» Романа Ерёменко выслушивать приходиться Трабукки.
Хотя, стоит быть объективным, все трансферные вопросы в «Спартаке» замкнул на себе Каррера. Такое право он выбил в ноябре 2016 года. Когда без его ведома клуб приобрёл Александра Селихова. О покупке вратаря итальянец узнал на пресс-конференции от журналистов и, говорят, был просто взбешён. С тех пор — после тренерского ультиматума — ни один трансфер не инициируется без согласования с Массимо.
А где итальянцы в России — там Трабукки в пиджаке. Вспомните хотя бы Лучано Спаллетти, который без Марко, казалось, и шагу ступить не мог. С тем же Каррерой его связывает дружба, что крепче уз деловых. Лишь своей жене, рассказывают, Массимо доверяет в России больше Трабукки. Потому и раздаёт «Спартак» тому эксклюзивные авторизации на переговоры. Пусть и не все из них завершаются положительно. Как в случае с бразильцем Вериссимо из «Сантоса». При этом какой-либо должности в «Спартаке» он не занимает.
Сам Трабукки говорит: «У меня не столько клиенты, сколько трансферы». Что бы это значило? Сайт transfermarkt.de связывает с Марко контору Sportconsult SA. Но ни одного футболиста в профайле компании нет. Хотя Каррера недавно обмолвился о двухсот клиентах Трабукки. Объяснение тут простое. Агентом Марко можно назвать с натяжкой. Он не идёт в тесной связке с игроками. Не растит, не пестует, не выстраивает карьеры, попутно решая многие бытовые вопросы. Например, как найти парковочный талон, утерянный твоим футболистом, когда ты находишься за 3 тысячи километров. Трабукки такими проблемами себя не утруждает. Он строит свою работу иначе. Смотрит на ступеньку выше.
Он на короткой ноге не с игроками, а с тренерами и клубными руководителями. С теми, кто распоряжается деньгами. Условно говоря, Трабукки предпочитает не пиво с футболистами хлестать, а вино с топ-менеджерами пить. Он не агент, а посредник. Таких в футболе раньше называли «жучками». Человек, который получает авторизацию (или не получает), приводит игрока (не всегда своего) в клуб и получает за это свою копеечку. Когда-то это были 5%. «Вы должны быть разумными, чтобы оставаться конкурентоспособными», — говорил Трабукки в 2004 году. С тех пор его статус — вместе с запросами — изменился.
Поэтому Марко так часто связывают с переходами футболистов, агентом которых он не является. Чеха Мартина Йиранека — в «Спартак», словака Яна Дюрицы — в «Сатурн», серба Неманьи Видича — в «Манчестер Юнайтед», аргентинца Хавьера Пасторе — в «Палермо», белоруса Виталия Кутузова — в «Милан». Из памятных — Сейду Думбия в «Рому» за €15 млн. Хотя агентом ивуарийца значится француз Жан-Бернар Бейтризон. Или трансфер финна Моштага Ягуби в «Динамо». А ведь агент футболиста — Болл Брандс. Самый свежий пример — приход в «Спартак» Сергея Ерёменко из «Базеля». Его делами ведает агентство Nesta Sport Group.
Латвийское столпотворение
Трабукки — из нового поколения агентов ФИФА. Хорошо образованных — Марко окончил институт в Милане по специальности «спортивный бизнес». Со знанием нескольких европейских языков. Трабукки говорит на итальянском, русском и английском. (Именно на этих рынках он особенно активен.) А в интервью русскоязычным изданиям часто вставляет английские слова. «Это пример damage», — говорил он Sports.ru. Чем напомнил Германа Ткаченко, который тому же порталу рассказывал: «Мы может делать lowbudget команды». Но Трабукки слаб «в поле». Там, где надо проводить кропотливую и черновую работу, а не выполнять представительские функции. Несмотря на оконченные курсы спортивных директоров в школе Коверчано.
Марко давно мечтал поработать в футбольном клубе. И такую возможность получил в июле 2016 года. Тогда он стал генеральным менеджером «Астаны». Закроем глаза на то, что в казахстанском клубе играл его клиент — полузащитник Патрик Твумаси. Когда и где у нас на конфликт интересов обращали внимание? Были в «Астане» проблемы и посерьёзнее. На клуб наложили запрет на покупку новых футболистов. Это осложняло работу Трабукки. Требовалось ужимать финансирование, сокращать штат, считать каждую копеечку. В конце августа он подал в отставку. Неинтересно. Невыгодно.
Гораздо интереснее — как в «Вентспилсе» в 2009 году. Можно запустить идею о том, что три игрока сдали выездной матч с «Цюрихом» в Лиге чемпионов. Хотя зачем сдавать, если дома и так «сгорели» со счётом 0:3? И на место тренера продвинуть итальянца Нунсио Дзаветтьери, работавшего с молодёжью в «Милане», «Удинезе» и «Интере». А вместо Дениса Качанова, Саши Цилиншека и Витса Римкуса привести 19 футболистов. В одно трансферное окно! Один Эдуард Вишняков задержится в «Вентспилсе» на три года. Ещё трое отыграют год, а остальные и того меньше.
А зимой — ещё одна партия из 15 человек. На два с половиной года останется лишь Александр Власов, на два — Евгений Постников и Владислав Габов. И снова задача выполнена. Да так, что вратарь Павел Чесновский, клиент, кстати, Трабукки, в 2014 году будет недоумевать в интервью Tribuna.com:
«Тогда в „Вентспилсе“ было очень много людей. Человек тридцать. Едем в Юрмалу. Там игра со слабой командой. У них в заявке, наверное, 14 игроков. Нас приехало 30. Перед матчем тренер называл 18 человек, которые попадали в заявку. Остальные шли на трибуны. Это в чемпионате Латвии, где на стадионы ходит по 50 человек».
Рецепт успеха
Ту слабую команду в Юрмале Трабукки позже возьмёт на поруки. В данный момент местный «Спартак», по неофициальной информации, на 70% принадлежит ему. Что это даёт? Связи, в первую очередь. Те самые, что крепче уз деловых, на которые и опирается Марко. У него и, выходит, на него работали итальянец Фабио Микарелли, украинец Роман Пилипчук, поляк Марек Зуб и белорус Олег Кубарев.
Пришёл, скажем, Алексей Ерёменко-старший, давний знакомец Трабукки, в «Шахтёр» из Караганды в августе 2016 года. И потянулась вереница в клуб — вратарь Абылайхан Дуйсен, защитник Дидье Кадио, полузащитники Ринат Хайруллин, Марат Шахметов и Марко Станоевич, а также нападающий Сергей Хижниченко. У каждого из них сейчас за плечами — или Юрмала, или Астана, или Солигорск. Места боевой славы Трабукки.
Или, допустим, в июле 2017 года объявился в «Шахтёре» из Солигорска Марек Зуб. А в январе–апреле следующего года в Белоруссию приехали вратарь Павел Чесновский, полузащитники Лука Шимунович, Роджер Каньяс и Юлиус Сёке, а также нападающий Евгений Козлов. И у всех в послужном списке — или «Вентспилс», или Юрмала, или Астана, или Караганда. А то и несколько подряд.
Нанимает, положим, московский «Спартак» Романа Пилипчука. Но вы уже, наверное, догадались…
Так, например, провернули трансфер Сергея Ерёменко в «Спартак». 19-летний опорник понравился Каррере на январских сборах, но «Базель» настаивал на продаже, а не на аренде. В результате Ерёменко-младшего купил «Спартак»… из Юрмалы. И моментально отдал в аренду в Москву. Как и заказывал Массимо.
Чудны дела твои, Господи! Юрмальский «Спартак» приобретает футболиста, которого не может позволить себе именитый гранд-тезка. Но, по информации финских СМИ, разгадка тут другая. Якобы проведённый через Латвию переход позволил сэкономить до €90 тысяч на компенсации «Яро», который воспитал игрока.
…А тут в конце июня 2018 года киевский «Арсенал» возглавил итальянец Фабрицио Раванелли. И закружилось-завертелось. Форвард Диего Агирре отправился в юрмальский «Спартак». Чувствуется, это начало большой и крепкой дружбы. Рецепт от Трабукки. Пользуйтесь.