Инициатор слушаний, член комитета ГД по физической культуре, спорту, туризму и молодёжной политике Александр Прокопьев объяснил свою позицию тем, что около 50 миллионов человек владеют навыками компьютерных игр в России.
«А количество интересующихся киберспортом, по некоторым оценкам, оценивается приблизительно в 15–17 млн человек», — добавил Прокопьев.
И с ним нельзя не согласиться — в настоящее время киберспорт стремительно развивается. А помните, с чего всё начиналось?
Конец 1990-х годов, в обиходе молодёжи появилось выражение «погнали в клуб». С первого взгляда может показаться, что речь идёт о ночном клубе, но всё было куда интереснее. В те времена целая россыпь небольших помещений обзавелась гордой табличкой «Компьютерный клуб», став желанным домом для огромного числа школьников, студентов, да и вообще людей всех возрастов. Специфический запах, стоящие вдоль стен компьютеры, 24-часовые кампании в Quake или Counter-Strike. Уже тогда стал зарождаться очаг настоящего интереса к киберспорту, но люди просто ещё не понимали этого.
Киберспорт — это спортивные состязания, происходящие в виртуальной (компьютерной) реальности. Соревнования, в которых принимают участие профессиональные киберспортсмены, проходят по системе внутренних (в одной стране) и международных. Есть индивидуальные и командные состязания. Киберспорт — это не просто времяпрепровождение у компьютера, это настоящая тактическая баталия, в которой важны профессиональные навыки: реакция, внимательность, стрессоустойчивость. Перечень можно продолжать и дальше. Правда похоже на спорт в привычном нам понимании? Кёрлинг, шахматы, стрельба из пневматического ружья.
Началом развития киберспорта принято считать 2000-е годы. Уже тогда турниры серии WCG (чемпионат мира по компьютерным играм) шли по корейскому телевидению. Сейчас в Германии на канале SPORT1 можно спокойно наблюдать за киберспортивными баталиями. ESPN периодически экспериментирует с крупными турнирами. А ещё есть сотни YouTube-каналов, специализирующихся непосредственно на киберспорте.
Очень даже неплохо. Россия первой в мире признала киберспорт официальным видом спорта (25 июля 2001 года). В 2006 году киберспорт пропал из Всероссийского реестра видов спорта, но спустя 10 лет, 7 июня 2016 года, вернул себе статус «официальный вид спорта». Олимпийской дисциплиной в нашей стране киберспорт ещё не признан, но это сделали в Южной Корее. Учитывая тенденции развития данного направления, можно смело ожидать, что в скором времени стрельба на Олимпиаде будет не только стендовая, но и виртуальная.
Речь о масштабах турниров. Уже в начале 2000-х годов призовые за участие в битвах в игре Quake приближались к 100 тысячам долларов. Как вы думаете, какова эта сумма сейчас? Крепче держитесь за поручни! Призовой фонд турнира по Dota 2 The International 7 перевалил за 24 миллиона долларов. За победу в этом турнире команда Team Liquid получила свыше 10 миллионов призовых.
Это самый крупный турнир на данный момент. Из года в год призы в нём лишь увеличиваются. Это в совокупности приводит к росту рынка киберспорта, затратам команд на участие и подготовку. Вы не поверите, но в киберспорте тоже есть тренеры. Штаб также занимается аналитической работой, направленной на собственную команду и команду-соперника. Он ведёт психологическую, тактическую и мотивирующую работу. Всё как в футболе или любом другом виде спорта.
Все названные цифры и тенденции приводят к большей востребованности киберспорта во всём мире.
В июне 2017 года Российский футбольный союз выступил с заявлением, в котором сообщил о том, что Министерство спорта страны присвоило официальный статус интерактивному (компьютерному) футболу.
С октября по декабрь 2017 года был проведён первый официальный чемпионат России по интерактивному футболу. 23–24 декабря в Yota Arena в Москве состоялся гранд-финал чемпионата по FIFA 18. Победителем турнира стал Хан «hantigr_4» Балабеков, обыгравший в финале своего соперника со счётом 3:0. Призовой фонд чемпионата России составил 1 миллион рублей.
Стремление Госдумы провести парламентские слушания на тему развития компьютерного спорта в стране не кажется чем-то нереальным. В древности люди думали, что Земля плоская, вплоть до ХХ века не могли поверить в возможность полётов человека (первый успешный полёт братьев Райт на самолёте — 17 декабря 1903 года), даже не задумывались об искусственном интеллекте. А сейчас люди любого возраста и пола зарабатывают большие деньги, играя в компьютерные игры.
Строки известного писателя Бориса Пастернака напрашиваются сами собой: «Безумье — доверяться здравому смыслу. Безумье — сомневаться в нём. Безумье — глядеть вперёд. Безумье — жить не глядючи».