Руководитель Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Юрий Ганус представил представителям СМИ годовой отчёт организации за 2017–2018 годы и рассказал, чего ему удалось достичь за то время, что он руководит агентством. News.ru собрал самые интересные высказывания.
Представленный отчёт — прогрессивный. Мы выпустили его на двух языках — русском и английском. Английская версия была представлена на форуме iNado (Институт антидопинговых организаций. — Ред.), — начал Ганус.
Руководитель организации несколько раз подчеркнул, что РУСАДА является независимой организацией, которая действует в интересах чистого спорта, российских спортсменов и государства. Он добавил, что борьбу с допингом также ведёт Дисциплинарный антидопинговый комитет (ДАК) по установлению нарушения (или его отсутствия) антидопинговых правил.
Также Ганус отметил, что его агентство всесторонне помогает Олимпийскому комитету России (ОКР) и Паралимпийскому комитету России (ПКР).
РУСАДА является независимой организацией. При всём прочем мы оказываем поддержку ОКР и ПКР. Выполняем все задачи. Мы работаем в нашей стране, гордимся суверенитетом. Мы хотим, чтобы российский спорт выступал независимо от сдерживающих факторов, — продолжал глава РУСАДА.
Помимо этого, он затронул процесс восстановления РУСАДА в правах, заявив, что трудности, которые возникли у организации, были решены различными путями. В том числе предлагалось переименовать РУСАДА.
Были такие предложения. Но это ложный путь, потому что есть стратегия выхода. Мы взяли старое РУСАДА и приняли все меры, чтобы восстановить полное функционирование организации, — сказал он.
Глава РУСАДА отметил, что та работа, которая проведена специалистами ведомства, — всего лишь небольшой шаг к тому, что ещё предстоит сделать.
Вся работа и вся борьба впереди. Особенно то, что нас ждёт. Мы не питаем иллюзий, мы сделали небольшой шаг. У нас не так много союзников, мы работаем под определённым давлением. Никто не обещал лёгкого пути, но мы идём через тернии. Мы не призываем к революциям, — сказал он.
При этом возникают и проблемы, которые существенно влияют на процессы деятельности организации.
Но проблема заключается именно в том, что и на уровне спортивного руководства, и на уровне управления спортивными организациями, к сожалению, и на уровне тренерского состава, а также среди спортсменов, проблема допинга не понимается, — подчеркнул Ганус.
Главной же задачей руководитель РУСАДА видит изменение культуры в спортивной среде. В следующем году специалистам организации предстоит отобрать 13 тысяч проб.
Теперь перед нами стоит задача отобрать 11 тысяч проб в этом году. На следующий год стоит задача отобрать 13 тысяч проб. И это при одном и том же бюджете, — сказал он.
Отдельно глава РУСАДА отметил, что на Всемирной зимней Универсиаде в Красноярске они не являлись тестирующей организацией. И, по его словам, это парадокс. Несмотря на это, специалисты ведомства активно проводили образовательные мероприятия для всех желающих.
Парадоксальная ситуация сложилась с Универсиадой, когда мы оказались не у дел. Но так получилось, что для тестирования на Универсиаде нам места не нашлось. Но в течение всей Универсиады работала вся наша команда по образовательной деятельности. Было более 1000 участников — спортсменов всех стран, которые прошли через нашу площадку, — добавил Ганус.
Всего в прошлом году было отобрано 9502 пробы. Данный показатель на 53% процента превзошёл результат 2017 года. Вместе с этим показателем соответственно и выросли объёмы целевого тестирования на 72% (47,38% за 2018 год). В соревновательный период представители РУСАДА собрали 3245 допинг-проб, во внесоревновательный период — 6275 допинг-проб.
Отдельно отметим, что количество нарушений, связанных с правилами доступности для тестирования, выросло на 102%, а нарушение антидопинговых правил — на 147%. По словам Гануса, такое количество связано с активной деятельностью ведомства, так что удивляться таким цифрам не стоит.
Правила нарушения доступности — это те же самые флажки. Печальная история заключается в том, что этот рост связан с крайним уровнем неорганизованности не только спортсмена, но и федерации. Но это не только проблема Российской Федерации, — отметил глава ведомства.
Больше всего выявлено случаев возможных нарушений во Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА), а именно — наличие в пробе запрещённой субстанции (8), Федерации пауэрлифтинга России (4) и Федерации спорта слепых (4). Также были выявлены случаи фальсификации и соучастия в нарушениях — в Федерации бокса России (2 — тренеры), ВФЛА (1 — тренер) и Федерации спортивной борьбы России (1).
Отдельно отметим количество запросов на получение терапевтических исключений (TUE). Как отметил Ганус, «рост запросов на получение TUE — небольшой». Если пройтись по цифрам, то всего было подана 101 заявка (рост по сравнению с 2017 годом — 3%). При этом количество профилактических мероприятий по TUE выросло на 383%.
Также в рамках проведённой работы для всех спортсменов были организованы курсы, а вместе с ними и создан фильм с детальным описанием заполнения системы ADAMS.
Ганус отметил, что вопрос о восстановлении ВФЛА в правах зависит только от самой организации. При этом он заявил, что есть моменты, которые ещё предстоит решить.
Это зависит прежде всего от федерации. Она принимает немалые усилия. Но крайне важно понимать, что каждый тренер должен осознавать степень ответственности. Мы понимаем, что президент ВФЛА не имеет прямого воздействия. Те ситуации, которые периодически возникают в самой ВФЛА — они просто подрывают IAAF (Международная ассоциация легкоатлетических федераций. — Ред.) с точки зрения восстановления членства. К сожалению, наш отдел расследований подсказывает, что эта деятельность (запрещённых тренеров. — Ред.) продолжается. И выводы никакие глубинные не сделаны, — сказал Ганус.
Руководитель РУСАДА также подчеркнул, что в деле по проверке допинг-проб Московской лаборатории и дальше будут всплывать имена и фамилии тех, кто был упомянут в докладе Ричарда Макларена. От этого никуда, по его мнению, не деться.
Нам предъявляют, а мы уходим. От докладов Макларена нам никуда не уйти. Господин Макларен указал на фамилии спортсменов, и международные федерации обязаны были проверить. Они проверили и понесли расходы. Сейчас они выставляют свои счета. И наши федерации говорят: «За что?» Сам Макларен говорил: «Если русские не отвечают, значит, что? Они виновны? Значит, они признают свою вину?» Нас обвинили, а мы не ответили. Странная позиция. Эти доклады давят на нас и будут давить. Они будут постоянно, пока не разберёмся. Если есть причины — признать, если нет — то дать ответ. Позиция должна быть такая, — заключил Ганус.
Хотелось бы верить, что всё то, что было сказано, будет работать в дальнейшем. А то, что было, — останется в прошлом. Однако, как сказал Юрий Александрович, предстоит ещё много работы.