«Формула-1»: Валидол для Феттеля

Спорт 09 апреля, 2018 / 09:25

Трасса «Сахир», на которой проводится Гран-при Бахрейна, больше похожа на классические автодромы, принимающие «Формулу-1», чем временная трасса в австралийском Альберт-парке, где проходил дебютный этап нынешнего чемпионата. В Бахрейне проще делать выводы о реальной форме болидов. И скорость, показанная на свободных заездах Ferrari, была не очень похожа на то, что происходило две недели назад в Мельбурне.

В пятницу и субботу утром гонщики Скудерии были быстрее всех на тренировках, но интереснее было посмотреть на квалификацию. Ясно, что те же «мерседесовцы» предпочитают сохранять в тайне свою скорость до последнего. Напомним, что поул Льюиса Хэмилтона в Австралии был завоёван в нокаутирующей манере: британец привёз всем соперникам фантастические 0,6 секунды лишь в самом конце финальной части, до последнего момента сохраняя в сердцах поклонников F1 иллюзию о возможности острой борьбы.

Но в Бахрейне интрига умерла уже в пятницу, когда выяснилось, что на болиде действующего чемпиона мира внепланово сменили коробку передач, что автоматически означало потерю пяти мест на старте.

Первый сегмент квалификации остался снова за гонщиками «Феррари», из примечательных событий можно лишь отметить Макса Ферстаппена, который разбил свой Red Bull, причём на тот момент он показывал шестой результат, что позволило голландцу выйти во вторую часть.

Однако вот выступать там ему было не на чем: машину со сломанной передней подвеской только привезли в боксы перед стартом второго сегмента. Так что расстроенный голландец в гонку отправился из хвоста стартовой решётки — с 15-го места.

За ним расположились Роман Грожан (Haas), Маркус Эрикссон (Sauber), Сергей Сироткин (Williams), Шарль Леклер (Sauber) и Лэнс Стролл (Williams).

Во второй части квалификации из борьбы за поул выбыли Стоффель Вандорн и Фернандо Алонсо (McLaren), Серхио Перес (Force India) и Брендон Хартли (Toro Rosso), остановившийся в шаге от попадания в первую десятку. Причём Пьер Гасли в неё прошёл.

В третьей части Кими Райкконен установил новый рекорд трассы «Сахир», который продержался... минут 10 со времени второй части квалификации, где его установил Феттель. Немец не угомонился и в последней попытке снова переписал рекорд на себя, проехав круг за 1 минуту 27,958 секунды.

Рядом с ним в воскресенье стартовать с первого ряда приготовился Кими. Лучшим из Mercedes стал не Хэмилтон, а Валттери Боттас, завоевавший третью позицию. Льюис квалифицировался четвёртым, что с учётом штрафа превратилось в девятую стартовую позицию. Таким образом, на втором ряду стартового поля оказался Даниэль Риккардо (Red Bull).

Но более сенсационными выглядят шестая квалификационная и пятая стартовая позиции Пьера Гасли. И это на болиде Toro Rosso с мотором Honda! Возникает только один вопрос: «Что это было?!» Француз удивил очень и очень многих.

За ним расположились Кевин Магнуссен (Haas), Нико Хюлкенберг (Renault), Эстебан Окон (Force India) и второй гонщик Renault Карлос Сайнс.

Кровь, пот и газировка

Старт с поула говорил против Себастьяна Феттеля: в последние пять лет лишь раз обладатель первой позиции в начале гонки завершал её на том же месте. Добавим сюда и «проклятие юбилеев». В «Формуле-1» традиционно катастрофически не везёт пилотам, отмечающим круглую дату, связанную с числом проведённых этапов, а немец в это воскресенье стартовал в 200-й раз.

Но после того как погасли стартовые огни светофоров, Себ сумел сохранить лидерство, при этом Райкконен плохо тронулся с места и пропустил Боттаса. Ещё хуже дела пошли у Вандорна, тот вообще опустился на последнюю позицию. Серхио Перес получил тычок от Toro Rosso Брендона Хартли, после чего Force India мексиканца развернуло.

Ещё драматичнее гонка началась для пилотов Red Bull. Прорывавшийся чересчур агрессивно с 15-го места Ферстаппен отыграл несколько позиций, но в начале второго круга сошёлся в рубке с Хэмилтоном, причём голландец не стал заморачиваться и буквально продрался мимо британца, что плачевно закончилось для его заднего левого колеса, которое лопнуло.

Макс медленно поковылял в боксы, но хуже было другое — Дэн Риккардо сошёл из-за технических проблем, вызвав активацию режима виртуального автомобиля безопасности. Руководство команды схватилось за голову. После эвакуации машины австралийца гонку возобновили, за это время Ферстаппен смог доехать до боксов, сменить резину, но спустя пару кругов единственный оставшийся в гонке Red Bull также остановился на обочине: даром столкновение с Хэмилтоном для машины Макса не прошло.

Зато британец шёл себе вполне уверенно, к восьмому кругу он был уже четвёртым, обогнав Алонсо и Хюлкенберга разом, затем спокойно догнал и опередил Кевина Магнуссена и Пьера Гасли, бросившись в погоню за Кими, который не мог навязать борьбу соотечественнику Боттасу. Тот, в свою очередь, шёл почти в 3 секундах позади Феттеля

Хартли, поднявшийся на 10-ю позицию, за столкновение с Пересом получил наказание виде дополнительной 10-секундной стоянки в боксах во время смены резины.

Лидер гонки заехал в боксы на 19-м круге, вернувшись на трассу четвёртым. Причём было похоже, что Скудерия повелась на старый приём, в своё время в совершенстве исполнявшийся самими итальянцами в годы выступления за них «чемпиона мира по пит-стопам» Михаэля Шумахера. Механики Mercedes выбежали на пит-лейн с шинами, якобы в ожидании Боттаса. Чтобы не допустить так называемой подрезки, когда догоняющий пилот получает преимущество за счёт свежей резины, полученной раньше преследуемого, в Ferrari зазвали Себа для смены резины, а сотрудники Mercedes... преспокойно вернулись обратно.

Райкконен сменил шины спустя круг. Боттас свой пит-стоп, уже реальный, провёл на 21-м круге. Примечательно, что гонщики в красных машинах сменили состав supersoft на чуть более жёсткий soft, тогда как Валттери поставили ещё более жёсткие шины medium. И финн поехал на них быстрее обеих Ferrari, отрываясь от Кими и догоняя Себастьяна! При этом его резина была выносливее. Здесь стоит упомянуть ещё две переменные — работу с шинами конкретного болида и пилота. Машины Скудерии бережнее расходуют резину, чем Mercedes, а Райкконен лучше экономит её ресурс, чем Феттель. Но смогут ли пилоты дотянуть до финиша в этом составе — большой вопрос. И в Mercedes полагали, что, скорее всего, нет.

Хэмилтон отправился за свежим «медиумом» на 27-м круге, что позволило Феттелю вернуться в лидеры. После чего ему сообщили о необходимости отыграть пару секунд. По задумке стратегов «серебристых стрел», этого задела хватило бы, чтобы остаться впереди Феттеля и Райкконена, посети они всё же боксы для второй смены резины. И штутгартцы почти угадали.

Настоящая драма развернулась на 36-м круге, когда Райкконена действительно зазвали в боксы для смены шин. Болид финна подняли на домкраты, механики начали менять резину, Кими получил отмашку возобновить движение и снёс бригаду, работавшую с его задним левым колесом!

Выяснилось, что они не успели его сменить и не ожидали, что машина тронется. Райкконен через несколько десятков метров был вынужден остановиться и покинул машину: движение на шинах из разных комплектов строжайше запрещено.

Один из механиков получил удар по лицу, второго раненого увезли на медицинской каталке, а затем вообще отправили в госпиталь. Этот инцидент обошёлся итальянцам во внушительные 50 тысяч евро штрафа.

Оставшись с одной машиной в гонке, команда изменила стратегию Феттеля, перейдя на некий план D. Как выяснилось позднее, не зря. Себастьян держал комфортные 7 секунд отрыва от Боттаса, но за девять кругов до финиша его шины начали постепенно сдавать, и Боттас приблизился почти на 2 секунды. За три круга до финиша Валттери отставал уже всего на 1,2 секунды.

На предпоследнем круге финн сумел ещё отыграть несколько десятых и войти в секунду отставания, что дало ему право активировать систему DRS и открывать заднее антикрыло, повышая скорость на двух прямых трассы «Сахир».

Последний круг заставил многих болельщиков Скудерии полезть в домашнюю аптечку за сердечными препаратами: Валттери имел лучший шанс догнать Себа на стартовой прямой, и ему почти это удалось, но немец сумел занять грамотную позицию на входе в первый поворот, захлопнув «калитку» перед носом Боттаса.

Тот преследовал лидера весь круг, но клетчатый флаг первым увидел гонщик Ferrari, одержав вторую победу в двух первых гонках нынешнего чемпионата.

После финиша победитель признался, что сам не знал до конца, удастся ли ему победить, и изрядно понервничал, когда стало ясно, что второй заезд в боксы точно лишит его победы.

Разочарованный Боттас в интервью на подиуме пообещал побороться за победу в следующий раз. Хэмилтон же сообщил, что в определённый момент «потерялся» на трассе и не знал, с каким темпом он должен ехать, чтобы попытаться подняться выше, если Феттель всё же решит снова сменить шины.

Вторая лига

О грустном: Сергей Сироткин финишировал последним. Форма Williams не позволяет даже толком бороться с Sauber, и Лэнс Стролл финишировал впереди россиянина за счёт большего опыта. В Бахрейне команда россиянина оказалась единственной, чья нынешняя машина медленнее прошлогодней. Британцы явно ожидали другого, пригласив на роль технического руководителя Падди Лоу, принимавшего участие несколько лет назад в создании чемпионских болидов Mercedes. В Гроуве судорожно пытаются решать выявленные проблемы, но реально это можно будет сделать лишь через пару гонок, когда «Формула-1» вернётся в Европу.

К разряду положительных сенсаций можно отнести четвёртое место Пьера Гасли. Да, французу помог двойной сход пилотов Red Bull, но он сумел удержать позади себя немало опытных пилотов. При этом его напарник Брендон Хартли привёз свою Toro Rosso на финиш лишь на 13-й позиции.

Тем не менее лица руководства McLaren, отказавшегося от сотрудничества с Honda в прошлом году, выглядят несколько растерянными. В интервью они, естественно, хорохорятся, но не замечать турнирной таблицы не могут. Лучший из их пилотов — это, ожидаемо, Фернандо Алонсо — стал седьмым.

Haas лихорадит.Скорость у новой машины есть, это было видно уже в Австралии, где оба болида сошли по глупости. Но если Кевин Магнуссен финишировал пятым, что можно назвать отличным результатом, то Роман Грожан всю гонку мучился со своим болидом, от которого периодически отлетали куски обшивки. Финиш француз увидел лишь 15-м, сумев не дать догнать себя медленным машинам Williams.

Фиаско Red Bull позволило McLaren взобраться на третью строчку в Кубке конструкторов, однако это можно считать случайностью — по темпу австрийские болиды изрядно опережают «оранжевых».

Force India, нацеливавшаяся перед началом сезона на сохранение четвёртой позиции, сидит в подвале турнирной таблицы с жалким одним очком. У пилотов команды не было каких-либо значимых инцидентов, ну разве что разворот Переса на старте Гран-при Бахрейна, но десятое место Эстебана Окона вряд ли позволяет всерьёз рассчитывать на то, что в течение сезона машина сможет существенно прибавить в скорости: у команды на её доработку особо нет денег.

Renault идёт по своему графику, судя по всему, после нескольких гонок станет ясно, что реальный конкурент французского концерна — это McLaren, с которым они и поборются за 4–5-е места в зачёте производителей.

Шанхай

Себастьян Феттель увозит из Австралии и Бахрейна максимум возможных очков, причём не на базу команды в Италию, а в Китай, где уже в ближайшие выходные пройдёт третий этап чемпионата. Ferrari пока также сохраняет лидерство в чемпионате, однако Скудерии стоит подумать над тем, как избегать ситуаций с отправкой в госпиталь своих сотрудников.

Тем, кто пропустил гонку, поможет пожалеть об этом короткое видео.