Перед финальной гонкой сезона лидеры говорили о желании выиграть под занавес чемпионата. Для них это ничего не решало, но Гран-при Абу-Даби немало значил для середняков турнирной таблицы, где борьба была совсем не закончена. И для них она была не менее важной, чем ранее для Mercedes и Ferrari противостояние в борьбе за чемпионские титулы. Команды из середины турнирной таблицы считают деньги гораздо тщательнее грандов, а чем выше позиция в командном зачёте, тем больше получишь по итогам чемпионата. И если Force India с Williams уже обеспечили себе четвёртое и пятое места, то Toro Rosso ещё нужно было как-то отстоять свою шестую позицию от Renault и Haas.
Тренировки остались в целом за гонщиками Mercedes, как и квалификация. Льюис Хэмилтон хотел красиво завершить сезон победой. Но вот она, сила мотивации: британец, мастер квалификаций, который уже превзошёл по этому показателю рекорды Айртона Сенны и Михаэля Шумахера, неожиданно уступил Валттери Боттасу. Финн как раз мотивирован донельзя — за не очень длинную карьеру в F1 он всегда опережал напарников по Williams, где выступал в прежние годы, но после сезона в Mercedes многие начали записывать его в категорию «вечно вторых», вроде Рубенса Барикелло или Фелипе Массы, проводившего в Абу-Даби последнюю для себя гонку в F1. Себастьян Феттель жаждал победить, но форма Ferrari не позволила бороться за поул, поэтому в субботу он остался третьим, опередив Даниэля Риккьярдо.
Боттас перед стартом сохранял теоретические шансы на титул вице-чемпиона. Он отставал от Феттеля на 22 очка. Только победа при сходе или финише Себа на 9–10 местах оставляли возможность финну стать вторым. Две недели назад в Бразилии, где Валттери тоже взял поул, немец смог пройти его на старте, но стартуя с первого ряда, а в Абу-Даби смог квалифицироваться только на второй.
На старте гонки пилоты Mercedes сохранили статус-кво, как, впрочем, и остальные в первой десятке. Дебют в целом получился достаточно спокойным, лишь Кевин Магнуссен развлёк публику эффектным вылетом за пределы трассы в третьем повороте. Впрочем, широкие заасфальтированные зоны безопасности позволили и ему продолжить борьбу.
В конце первой десятки места не поделили Серхио Перес и Нико Хюлькенберг, который получил пятисекундный штраф за срезку трассы. Пелотон после первого круга начал постепенно растягиваться, а Боттас с Хэмилтоном — обмениваться лучшими кругами.
Феттель не мог приблизиться к лидерам, скорость Red Bull позволяла Даниэлю Риккьярдо держаться впереди Кими Райкконена, которого не мог догнать, в свою очередь, Макс Ферстаппен.
На 21-м круге Риккьярдо проиграл четвёртое место Райкконену в чемпионате, сойдя с дистанции из-за проблем с гидравлической системой. Спустя несколько кругов Карлос Сайнс был вынужден припарковать свою Renault на обочине: механики во время смены резины не прикрутили нормально левое переднее колесо, которое сразу же начало болтаться и грозило слететь. Правила предписывают сразу же остановить болид, что испанец и сделал. Правда, за очки в Абу-Даби он и не боролся, но завершить сезон гонщик рассчитывал, судя по всему, иначе.
После единственного в гонке пит-стопа Хэмилтон приблизился к Боттасу, а затем и начал готовить атаку, но потом снова отстал на 1,2–1,4 секунды. За шесть кругов до финиша после небольшой ошибки финна он снова приблизился к Валттери, но опять не довёл дело до реальной атаки. А за три круга до финиша, на изношенных шинах, Валттери показал лучшее время круга, после чего Льюис сдался и отстал ещё на несколько секунд.
В итоге — третья победа Валттери Боттаса в карьере и третье место по итогам чемпионата! На каникулы финн уходит в хорошем настроении. Подиум с ним разделили партнёр по Mercedes и Себастьян Феттель, который всю гонку просто ехал до финиша. Догнать машины впереди он не мог, а Райкконен позади и после схода Риккьярдо не был в состоянии поддерживать темп напарника. За ним клетчатый флаг увидел Ферстаппен. Нико Хюлькенберг, несмотря на штраф по ходу гонки, привёл свою Renault на шестое место в Абу-Даби и чемпионате, откуда была сдвинута Toro Rosso, что неудивительно с кадровой чехардой, затеянной в конце сезона. Замкнули десятку гонщики Force India Серхио Перес и Эстебан Окон, Фернандо Алонсо, проводивший последнюю гонку на машине с двигателем Honda. Фелипе Масса принёс Williams последнее очко в своей карьере.
Чемпионат закончен, но не борьба. На этой неделе командам предстоят шинные тесты в Абу-Даби, после чего время для отдыха получат гонщики и гоночные бригады. Но если первым достаточно сесть в самолёт и отправиться на море, то персоналу ещё нужно вернуться в Европу на базы, разобрать болиды, которые будут тщательно изучены. И лишь потом они смогут немного отдохнуть. Инженерам же зимой покой только снится — для них начинается новая гонка со временем: к марту необходимо подготовить новые болиды, причём они будут отличаться от нынешних, и, возможно, серьёзно.
Во-первых, над кокпитами появятся дуги системы Halo (нимб), призванной уберечь голову пилота от попадания крупных обломков при аварии. Большинству гонщиков эта новинка, ухудшающая обзор, не нравится, но лучше пока ничего не придумали. Инженерам она не нравится ещё больше: систему нужно интегрировать в монокок так, чтобы она не повлияла на жёсткость конструкции, да ещё быстро снималась, чтобы в случае опасности пилот мог быстро покинуть болид. Кроме того, новинка повышает центр тяжести и в целом влияет на баланс машины.
Второе изменение ещё не окончательное, но, судя по всему, и ему быть.
В нынешнем году инженеры воспользовались серой зоной в техническом регламенте и «украсили» кожухи двигателей так называемыми плавниками. Выглядят они не очень, визуально утяжеляя профиль болида, но помогают стабилизировать воздушный поток, идущий на заднее антикрыло. А как известно, при строительстве нынешних машин главенствует царица аэродинамика.
Сначала в текущем году команды совместно решили с 2018 года отказаться от этого элемента: не такое уж и большое преимущество он даёт в скорости, принося больший вред с эстетической точки зрения. Но затем участники чемпионата передумали. «Плавник» пришёлся ко двору маркетологам: на корпусе появилась куча места для рекламы. Да ещё новые владельцы чемпионата обязали нанести на машины три буквы фамилии каждого пилота таким шрифтом, чтобы зрители различали их с трибун.
Однако перед Абу-Даби беда пришла, откуда не ждали: в McLaren заявили, что всё же против «плавников». Проблема в том, что сейчас только единогласное решение всех команд может утвердить или отменить те или иные изменения. И если британцы в ближайшее время не изменят своей позиции, никаких «плавников» в 2018 году не будет.
В McLaren объясняют свою позицию тем, что этот элемент сильно закрывает вид на заднее антикрыло, которое тоже имеет большие плоскости для размещения спонсорских логотипов. Скорее всего, британцы заключили на следующий год новый контракт и эмблема должна быть размещена именно там. Команду из Уокинга даже обвинили в том, что она пошла на хитрость, изначально не став возражать против сохранения хвостов. К декабрю уже вовсю разрабатываются болиды следующего года, и основные параметры уже определены. Якобы в McLaren изначально создавали машину без плавника и специально тянули время, чтобы в последний момент наложить вето, когда конкуренты уже создадут модели с этим элементом. В команде это отрицают, но теперь остальным придётся переделывать свои проекты, тратить время и ресурсы на пересчёт аэродинамики.
Руководители ряда команд надеются переубедить McLaren, но если это не удастся, кожухи двигателя придётся переделывать всем.
Ещё одна новинка — два дополнительных состава резины. К имеющимся ultrasoft, supersoft, soft, medium и hard добавились самые мягкие hypersoft и самые жёсткие superhard. При этом все составы станут мягче. Последние станут по твёрдости соответствовать нынешним hard. Всё это задумано для большей свободы команд с шинной тактикой и разнообразия стратегий в гонке.
Шинники в современной «Формуле-1» постоянно живут между Сциллой и Харибдой. Ещё недавно Pirelli обвиняли в том, что их резина слишком жёсткая, команды проводят лишь один обязательный пит-стоп, в результате гонки очень скучные. Итальянцы отреагировали на критику и сделали все составы мягче, после чего услышали недовольство тем, что шины быстро разрушаются, что не даёт нормально просчитать стратегию и в гонках начинается чехарда с пит-стопами. В Pirelli снова прислушались и сделали составы чуть стабильнее и жёстче, снова услышав в свой адрес про скучные Гран-при.
Интересно, что скажут гонщики и команды теперь.
В нынешнем году Ferrari была как никогда близка в этом десятилетии к победе. После во многом случайного титула Райкконена в 2007 году Скудерия несколько раз участвовала в сражении за чемпионство, но с 2010 года наступила эпоха доминирования одной команды. Сначала это была Red Bull, теперь Mercedes. Борьба в этом году обещала быть жаркой до последнего Гран-при, но нелепое столкновение Феттеля с Ферстаппеном и Райкконеном в Сингапуре, поломки в двух следующих гонках принесли четвёртое чемпионство Хэмилтону на блюдечке с голубой каёмочкой. При этом до летнего перерыва Себастьян лидировал в чемпионате.
В «Формуле-1» не бывает мелочей, и об этом Скудерии напомнила копеечная свеча системы зажигания, отказавшая в Японии у Феттеля. Выяснилось, что отдел контроля качества работает не очень, поэтому его усилили. Какие реальные выводы сделают за зиму в команде, узнаем в следующем году.
В двух командах ещё остались свободные места. В Sauber не подписаны контракты ни с одним пилотом, но одно из мест, скорее всего, будет оставлено за Маркусом Эрикссоном, которого многие связывают с нынешними владельцами команды. Хотя сам швед уверяет, что место ему не гарантировано. Второй болид получит протеже Ferrari, которая поставляет швейцарской «конюшне» моторы и коробки передач. Будет это Шарль Леклер или Антонио Джовинацци, станет известно уже в начале декабря. Оба являются слушателями молодёжной академии Скудерии, которая хотела бы их обоих усадить в болиды Sauber, но там пока сопротивляются попыткам сделать из них дочернюю команду Ferrari. Вторая команда — это Williams. Позиции Лэнса Стролла незыблемы, пока его папа вкладывает в команду десятки миллионов долларов, а вот Фелипе Массе пришлось завершить карьеру в F1.
Основным претендентом на его место называют Роберта Кубицу, считавшегося шесть лет назад восходящей звездой «Формулы-1». Нелепая и тяжёлая авария в ралли чуть не лишила его жизни, но поляк сумел восстановиться и вернуться в гонки. Он выступал и в раллийных, и в кольцевых чемпионатах, но до нынешнего года речь о возвращении в F1 не шла.
Проблема в том, что у сильно повреждённой правой руки есть определённые ограничения в подвижности. Одно дело, когда речь идёт о кузовной серии, где места внутри салона достаточно, и другое — кокпит болида «королевских гонок», где пилот буквально зажат внутри. Чемпион мира 1997 года Жак Вильнев вполне резонно сомневается в том, что Кубица сумеет вовремя среагировать на нештатную ситуацию в гонке, например, увернуться от внезапно возникшего на пути препятствия во время аварии. Проверить это удастся лишь в гонках, пойдёт ли команда на риск — большой вопрос. В Renault летом тестировали Кубицу, он показывал быстрые и стабильные результаты, но контракт вместо уволенного прямо по ходу сезона Джолиона Палмера получил Карлос Сайнс, причём французы тактично не стали объяснять прессе причины отказа от сотрудничества с Робертом. Поговаривают, что британцев устраивают результаты, показанные им во время тестов в Renault, а дело лишь в параметрах контракта. Якобы Кубице предлагают однолетний контракт, что объяснимо: если вдруг выяснится, что гонщик не справляется в гонках, проще будет расстаться. Менеджмент Роберта хочет более долгосрочных отношений. Дело в том, что после аварии страховая компания оплатила дорогостоящее лечение пилота. Но в условиях страховки был пункт о том, что выплаты по лечению не нужно будет возвращать, если карьера в «Формуле-1» прервётся. Если Роберт вернётся в F1, деньги придётся вернуть, а речь идёт о сумме с шестью нулями. Вряд ли спонсорам Кубицы, а они у него есть, хочется оплатить расходы по страховке, чтобы через три гонки Роберта попросили освободить место из-за низких результатов.
На этой неделе в Абу-Даби пройдут шинные тесты, в которых в составе Williams поедут Стролл, Кубица и... Сергей Сироткин. В этом сезоне россиянин выполнял функции третьего пилота все в той же Renault, но перспективы французы связывают не с ним, что выяснилось с подписанием контракта с Сайнсом.
Сергей имеет неплохую репутацию в паддоке. Он быстр и отлично подкован технически, отъездил в Renault несколько тренировок в завершившемся сезоне, провёл много времени на симуляторе, а значит, знаком с современными болидами.
Возможно, Сергея рассматривают в качестве третьего пилота на замену Кубице, если тот не справится, но и это уже неплохо: чтобы попасть в F1, нужен не только талант, но и капля удачи.
Хотя потенциальная замена Роберта более логична в связи с другим кандидатом, которого рассматривают в Williams. И это Даниил Квят. После некрасивого и не очень оправданного увольнения из Toro Rosso об уроженце Уфы ничего не слышно уже несколько недель, но технический директор британской «конюшни» Падди Лоу подтвердил, что россиянин тоже в зоне интересов команды. У него есть преимущество перед Сироткиным в виде нескольких лет выступлений боевым пилотом.
Кого выберут в напарники Строллу, станет известно, скорее всего, до Нового года. Ближайшие недели будут очень интересными.