«Формула-1»: Джентльмены, заводите моторы

Спорт 23 марта, 2018 / 07:01

В этом году участников и болельщиков ждёт самый насыщенный сезон из 21 гонки. И он будет отличаться от того, что мы видели в прошлом.

Меньше моторов

С этого года, в рамках мер по сокращению затрат в «Формуле-1», каждый пилот сможет использовать лишь три двигателя, причём некоторые его компоненты можно будет заменить лишь раз. При этом, как уже говорилось, нас ждёт самый длинный сезон.

Итак, без штрафов можно будет установить в течение чемпионата по три двигателя внутреннего сгорания, турбины и тепловых мотор-генератора MGU-H. При этом без санкций можно установить лишь два электронных блока управления двигателем, два мотор-генератора кинетической энергии MGU-K и два накопителя энергии.

Первое превышение лимита будет караться потерей 10 мест на стартовой решётке, каждое последующее «передвинет» гонщика на пять позиций назад.

Решение это сомнительное с точки зрения экономии, ведь в прошлом году лимит составлял четыре двигателя в сборе, и даже тогда клиенты тех же Renault и Honda многократно были вынуждены превысить предельно разрешённое число компонентов. Очевидно, что при подготовке к нынешнему сезону мотористам пришлось решать задачу не только повышения мощности, но и надёжности, что обошлось в кругленькую сумму. Тем не менее в Mercedes утверждают, что их клиенты сэкономят на закупке числа компонентов.

«Святые»

Самым ярким внешним изменением машин в этом году станет давно анонсированная защита головы гонщиков, получившая название halo. Слово это имеет несколько вариантов перевода на русский язык: «нимб», «венчик», «сияние», «ореол». В русскоязычной прессе его чаще всего пишут латиницей, но есть те, кто предпочитает кириллицу — гало.

Фото: Global Look Press/HOCH ZWEI

Такое название система получила за свою форму. Это полая титановая дуга круглого сечения диаметром несколько сантиметров, крепящаяся двумя концами в районе верхнего воздухозаборника за спиной у пилота и опирающаяся передним краем на тонкую стойку прямо напротив лица гонщика. Её предназначение — защита головы от крупных предметов. Например, если машина соперника оторвалась от земли после аварии или от неё отлетело колесо. Правда, от мелких осколков halo не спасёт, но для этого есть шлем. Помимо очевидных плюсов, данное решение имеет ряд недостатков.

Во-первых, конструкторам пришлось поломать голову, как компенсировать её влияние на аэродинамику, а также на повысившийся центр тяжести. Во-вторых, толстый обод установлен на уровне макушки гонщиков, так что теперь раскраску их шлемов практически не разглядеть, особенно на трибунах. В-третьих, гонщикам теперь сложнее как забираться в кокпит, так и выбираться из него. На предсезонных тестах новобранец Toro Rosso Пьер Гасли жаловался, что порвал о её элементы недешёвый гоночный комбинезон. Ну и в-четвёртых, она просто некрасива. Причём настолько, что босс Mercedes Тото Вольфф изъявил желание взять топор и срубить её с машины 2018 года.

Тем не менее этот чемпионат пилоты точно проведут с «нимбами» над головами.

Возможно, в будущем будет применено иное решение для защиты головы. В частности, в американской серии Indycar тестируют свою вариацию на эту тему в виде защитного прозрачного экрана вокруг головы. В F1 тоже испытывали подобное решение, но не смогли решить проблему с искажением картинки, которую видит гонщик при повороте головы. Тем не менее американскую конструкцию изучат очень внимательно.

Суп из акульих плавников

Ещё одним значительным внешним изменением машин 2018 года станет отсутствие так называемых акульих плавников — вертикальной плоскости на кожухе двигателя. Она помогала стабилизировать поток воздуха в задней части болида, однако выглядела откровенно уродливо. Поэтому её решили запретить. Команды попытались было отбить «ихтиологический» элемент, ссылаясь на то, что плавник даёт дополнительную рекламную площадь на корпусе, однако McLaren почему-то упёрлась и не стала поддерживать остальные команды, тогда как для продолжения использования этой конструкции нужно было единогласное решение.

Предсезонные тесты показали, что инженеры попытались хотя бы частично сохранить положительный эффект от «акульего плавника», сделав на кожухе небольшой гребень по всей длине капота.

Фото: Global Look Press/HOCH ZWEI

Ещё одна поправка в техрегламент касалась так называемых Т-крыльев. Это миниатюрная копия заднего антикрыла, крепившаяся как раз на «акульем плавнике». В итоге команды воспользовались «серой» зоной регламента и разместили их уменьшенные подобия ниже, чем в прошлом сезоне.

Масложор

В обычных автомобилях неумеренный масляный аппетит двигателя считается плохим признаком. А в «Формуле-1» мотористы научились даже из этого получать выгоду. Правда, не все. В прошлом году активно обсуждалась тема наличия у Ferrari и Mercedes систем повышения мощности двигателя за счёт управляемого сжигания масла. По некоторым данным, для этого команды применяли лубриканты, отличные по составу от моторного масла, находившиеся в отдельном баке и попадавшие в двигатель в нужный момент. Администрация чемпионата попыталась урезонить итальянцев и немцев, ограничив количество расхода масла на гонку.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Matthias Oesterle

В этом году правила снова ужесточили: теперь масляная система может потерять не более 0,6 литра на каждые 100 км дистанции, а в самом двигателе можно использовать только один тип смазочных веществ, состав которых предоставляется заранее в FIA (Международная автомобильная федерация). Под контроль взято и давление масла в моторе.

Предсезонные тесты показали, что мотористы не успокоились и продолжают работать в этом направлении. По крайней мере, в Ferrari. Многие обратили внимание, что перед выездом из боксов алый болид выпускал огромное количество белого дыма, который затем рассеивался. Что это такое, пока точно неизвестно, но претензий со стороны контролирующих структур не было.

Мал мала мягче

К этому чемпионату Pirelli — монопольный поставщик шин для «Формулы-1» — подготовил несколько новинок. Во-первых, все составы стали мягче. Во-вторых, к имевшимся составам hard, medium, supersoft и ultrasoft добавились ещё два: самый твёрдый superhard и самый мягкий hypersoft.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Joan Valls

Для плохой погоды были модернизированы составы резины с протектором intermediate (для небольшого дождя) и rain (для сильного дождя).

Дети вместо женщин

Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst/HOCH ZWEI

С этого года F1 рассталась с одной из своих многолетних традиций — так называемыми grid girls, девушками на стартовой прямой, держащими таблички с номерами и фамилиями гонщиков. Теперь рядом с пилотами будут дети из числа начинающих пилотов. Многие недовольны как самим фактом замены, так и тем, что новые владельцы чемпионата просто взяли и стащили футбольную традицию. Именно там дети много лет выводят из подтрибунного помещения игроков на поле.

Куча-мала

Ещё одной новацией станет рестарт гонки после её приостановки красными флагами не с ходу, за автомобилем безопасности, а с места на стартовой решётке. Это, с одной стороны, повысит зрелищность, ведь начало заезда, когда машины находятся максимально близко друг к другу, — это самая опасная часть Гран-при. С другой, некоторые гонщики опасаются возникновения аварий и завалов.

Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst

В прошлом году на тестах симулировали такой рестарт, и не всем понравилось увиденное. Проблему усугубляет и тот факт, что гоночная резина быстро остывает и дубеет. После рестарта на стёртом hard машины будут поначалу скользить почти как на льду. В дирекции чемпионата считают, что всё будет в порядке и опасаться нечего. Кто был прав — скоро увидим.

Кто на свете всех сильнее

О раскладе среди кандидатов на титул говорилось уже немало. Очевидно, что сильнейшими командами останутся Mercedes, Ferrari и Red Bull. Но каков расклад сил внутри этой тройки, пока не до конца ясно.

Немцы явно скрывали свою скорость на одном круге, но показали отличный темп на больших сериях кругов. Итальянцы били на предсезонных тестах рекорды трассы в Барселоне, но у них не очень стабильный темп на большой дистанции. Австрийцы, если их можно так назвать, где-то рядом, но ограничены двигателем Renault, создатели которого в борьбе за надёжность боятся слишком сильно форсировать его.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/HOCH ZWEI

В средней группе тоже возможно много перемен. Удивить могут и Force India, которая, кстати, вот-вот сменит название, и Renault с сильной парой пилотов в составе Нико Хюлкенберга и Карлоса Сайнса, и в Williams, где российские болельщики ждут дебюта Сергея Сироткина, сохранившего присутствие нашей страны в «Формуле-1», и в McLaren, расставшейся с Honda, и в Toro Rosso, начавшей работать с японцами, и даже в Haas с Sauber, укрепляющих отношения с Ferrari.

Вопрос только в том, приятное это будет удивление или нет. Ответы начнём получать уже в этот уик-энд.

Поехали!